Мнения и комментарии

Даешь молодежи, или Эстетика ершика для унитаза

09 февраля 00:08

В прокате все чаще появляются фильмы для тех, кому до двадцати

Поколение зрителей, чьи молодые годы прошли без пионерской и комсомольской организации, сегодня имеет уникальные возможности для собственного досуга по сравнению с теми, кто в детстве смотрел «Ну, погоди!» и бегал на дискотеки. Кино – это искусство для молодых. Подобное мнение все чаще и чаще приходится слышать от тех, кто этим искусством занимается. И невооруженным глазом, зайдя в зал какого-нибудь современного кинотеатра, вы можете наблюдать справедливость данного тезиса. Правда, пока без ответа остается главный вопрос: а какие фильмы видит на экране тот самый молодой зритель, на которого  так уповают отечественные дельцы от кино?

Достаточно продолжительное наблюдение за текущим кинорепертуаром наводит на некоторые выводы. Первый и главный – современная молодежь обожает смеяться. Из чего следует конкретный  вывод о том, что любая картина, которая мало-мальски напоминает комедию, имеет больше шансов вызвать интерес  ауди-

тории, чем творения иных жанров. Второй вывод более печален и удручающ. Комедии сегодня снимают все кому не лень, используя при этом  старые как мир трюки и шутки, сюжеты и персонажей. Конечно, иногда такие ленты и способны вызвать улыбку, но получается в основном как в древнем анекдоте о бракованных воздушных шариках, которые никуда не годятся, потому что не веселят. А вслед за всем этим наплывают невеселые мысли о депрофессионализации режиссерского цеха.

Все эти грустные заметки могли бы и не появиться на свет, если бы не удручающее качество того, что за последние несколько лет вывалилось на экраны кинотеатров, а затем распространилось по городам и весям в виде DVD-дисков с записями соответствующей продукции. Автору уже доводилось с занудством, достойным лучшего применения, писать о том, что «эстетика ершика для унитаза», которую исповедуют адепты юмористической бизнес-корпорации по имени Comedy Club, не только прижилась в эфире ТНТ и расползлась по другим каналам, но заодно и занесла эту бациллу дурновкусия в кино. Не проходит и года, чтобы молодым зрителям не предъявляли очередную премьеру, – не то о самом лучшем фильме, не то о яйцах судьбы. Вот и вновь на экране – очередная лента из того же цикла. В этот раз режиссер Кирилл Кузин назвал ее «Самый лучший фильм 3D».

Анализировать такое кино нет уже никаких критических сил. Если кому-то нравится Гарик Харламов, то милости прошу в кинотеатр, где вам придется взирать на своего кумира почти два часа. Я же устаю от его ужимок и прыжков уже через минуту. Излагать же сюжет «Самого лучшего фильма 3D» и вовсе бессмысленно, ибо он, что называется, притянут за уши, дабы у режиссера появилась очередная возможность спародировать все, что только можно в мире современного шоу-бизнеса, телевидения и кинематографа.

Неоригинальность замысла так велика, что новое кинополотнище может получить массу не только критических упреков, а и вполне обоснованных судебных исков за использование чужих идей. В просторечии такие действия квалифицируются как плагиат. Инициаторов «самого-самого» фильма может спасти только то, что идеи они позаимствовали у заокеанского коллеги режиссера Мишеля Гондри, поставившего два года назад уморительно смешную комедию «Перемотка». Это была история о том, как два приятеля на скорую руку переснимают на видео все свои самые любимые фильмы. Предлагаю пари, что если вы посмотрите эту ленту перед тем, как пойдете на очередной «шедевр» Кузина, то сразу же обнаружите их сходство. Вот так нынче творится кино для молодежи.

Впрочем, текущий репертуар предлагает и иные виды киноразвлечений. Например, комедию пополам с фантастикой, как в фильме Вартана Акопяна «Поцелуй сквозь стену». Главного героя в нем играет звезда «Стиляг» Антон Шагин. Его герой Кеша влюбляется в амбициозную начинающую журналистку Алису (Карина Андоленко).  Понятно, что она игнорирует все его усилия по достижению любовного консенсуса. Совершенно случайно Кеша обретает дар проходить сквозь стены любой толщины. Чем наш герой и воспользовался, зайдя в хранилище одного из банков. А дальше случается цепь вполне смешных и забавных событий, в которых новый талант героя начинает служить достижению конкретной цели – добиться благосклонности Алисы.

Смотреть на все эти нелепицы и несуразности смешно. Милые и обаятельные герои дурачатся, а зрители смеются. Натужности здесь нет никакой, в отличие от творений Comedy Сlub. О фантастическом сюжетном допуске забываешь почти сразу, так как запаса обаяния молодого Антона Шагина хватает на все полтора часа, что длится фильм. Определенного сарказма добавляет в картину и Павел Воля, играющий странноватого приятеля Кеши – некоего Кондратьева. Один из так называемых резидентов Сomedy Club уже продемонстрировал свои небанальные артистические возможности в предыдущей картине Вартана Акопяна «Платон». Нынче Воля  выглядит совсем иным персонажем и приятно удивляет тем, что отсутствует у иных его коллег «комедистов», – актерским даром.

Для комедийного фильма наличие хороших артистов, а не узнаваемых актерских имен – гораздо более важное обстоятельство с точки зрения смысла. Вартан Акопян, как кажется, это понимает. В отличие от иных шустрых ремесленников, смотря фильмы которых, иногда просто теряешься в догадках: то ли ты в кинотеатре, то ли  – дома, перед ящиком. А знакомые лица все мелькают, мелькают, мелькают…

 «А что еще надо молодому зрителю?» – наверное, размышляют «мастера» комедий для молодежи в запале творческой самоуверенности. Может быть, иному зрителю только этого и надо. Но тогда не стоит считать свои киноопусы искусством. Ведь смех пройдет, попкорн будет съеден, пепси-кола выпита, и в кинозале зажжется свет. И молодые зрители потянутся к выходу. Вспомнят ли они через день о том, что видели на экране? Не знаю… Об этом стоит спросить у них самих.

 А пока хочется все-таки увидеть хорошую смешную и умную современную комедию, чтобы и посмеяться можно было, и вспомнить потом, а может быть, и подумать. И ты ходишь и ходишь в кинотеатры на просмотры очередных новинок из разряда «кино для молодежи». И никак не можешь увидеть то, что хотелось бы посмотреть еще раз. Тогда-то и возникает на горизонте желание в очередной (тридцатый, пятидесятый, сотый?) раз пересмотреть советскую классику комедийного жанра. Самое интересное, что и молодое поколение кинозрителей тянется к тому же… Знать, не все так радостно и весело на молодежном кинофронте развлечений.

 

Сергей Ильченко, заведующий кафедрой радио и телевидения факультета журналистики СПбГУ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
68
0.316 (0.46%)
Курс Евро
76.76
0.682 (0.89%)
Погода
Сегодня,
15 ноября
четверг
+9
Слабый дождь
16 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
17 ноября
суббота
+7
Слабый дождь