Когда наконец заработает Обводный?
Решение отстранить от ремонта набережной недобросовестного подрядчика опоздало минимум на полтора года
После скандала с генподрядчиком, сорвавшим все сроки ремонта набережной Обводного канала под Американскими мостами, город принял наконец решение передать этот объект другой компании. Теперь Мостострою № 6 предстоит сделать то, чем и не думала заниматься печально известная «Флора» (ныне «Еврострой»). Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) установил новому подрядчику жесткие сроки: по госконтракту завершить работы на южной набережной Обводного канала к 2012 году, на северной – к 2013-му. При этом стороны подписали и дополнительное соглашение, по которому компания должна закончить ремонт в следующем году, если деньги в полном объеме – 3,9 миллиарда рублей – поступят не позднее 1 июля 2011 года. В то же время комитет намерен требовать, чтобы «Флора» («Еврострой») возместила ущерб, нанесенный городу, в 240 миллионов рублей.
«НВ» уже писало о том, что в 2009 году ООО «Флора» выиграло конкурс на ремонт участка набережной Обводного канала. В своей заявке на участие в тендере дорожное предприятие предложило самую низкую цену – 3,3 миллиарда рублей. Госконтракт заключили 17 июня 2009 года. И уже тогда к победе «Флоры» эксперты в сфере дорожного строительства отнеслись с подозрением: компания явно демпинговала, чтобы получить бюджетные деньги. Но по действующему федеральному закону заказчик работ – КРТИ – из всех заявок должен был выбрать ту, где предложена наименьшая сумма. Как пояснили тогда в КРТИ, опыт работы претендента на других объектах и такое понятие, как репутация, действующий нормативный акт учитывать не обязывает. Хотя в данном случае об этом стоило бы задуматься. Дело в том, что в том же 2009 году у «Флоры» уже были проблемы на строительстве кольцевой автодороги сразу на нескольких участках.
По контракту реконструкцию набережной Обводного канала компания должна была закончить в 2011 году. Но к лету 2010-го выполнила не более 5 процентов от объема работ, сорвав все сроки, предусмотренные календарным планом. В июле КРТИ объявил о разрыве контракта с «Флорой», заявив, что 15 сентября станет известна другая компания, которая выйдет на объект. Каково же было удивление специалистов, когда этой другой компанией стала… все та же «Флора». Переименованная, правда, в «Еврострой». В ноябре 2010 года компания снова сорвала календарный график строительства, не вернула выданный городом аванс, и чиновники из КРТИ вернулись к тому, от чего уже однажды ушли, – отобрать подряд все же придется, а контракт расторгнуть в одностороннем порядке.
– Мостострой № 6 должен уложиться в отведенные сроки, у этой компании есть все необходимые кадры и техника, – уверен директор НП «Саморегулируемая региональная ассоциация предприятий дорожного комплекса Северо-Запада» Юрий Агафонов. – Ситуация с дорогой под Американскими мостами для Петербурга показательна. Ведь проблемы возникают не только здесь, но и на многих других объектах. Во всем виновато существующее законодательство, по которому город должен выбирать подрядчика, исходя из минимально предложенной суммы контракта. Мы сейчас готовим пакет предложений, чтобы изменить систему конкурсов. В частности, предлагаем отменить открытые аукционы, а победителя определять на закрытых торгах. Причем компании обязаны обосновать понижение стоимости работ, представить все доказательства, что они действительно смогут провести ремонт в оговоренные сроки. При таких условиях фирмы-однодневки не смогут выиграть конкурс и ситуация с «Флорой» не повторится.
А пока затянувшийся ремонт набережной Обводного канала закрыл в постоянных пробках улицы Центрального, Невского и Фрунзенского районов. Вчера корреспонденты «НВ» побывали на скандальной стройке и увидели уже привычную картину: на участке никто не работает…
А ведь отрезок набережной Обводного канала от Нефтяной дороги до Глухоозерского шоссе небольшой, но очень важный. Он связывает центр города с проспектом Обуховской Обороны (одна из главных транзитных трасс) и правобережной частью мегаполиса. Объехать Американские мосты можно по все той же Нефтяной дороге, но, учитывая, что на ее перекрестке с Глухоозерским шоссе на трассу вливается дополнительный поток машин с улицы Седова, дело это почти гиблое.
– В этом районе и до ремонта был некий «транспортный узел» – постоянные пробки, заторы, – говорит глава общества автомобилистов «Правый берег» Алексей Корнеев, – а сейчас этот узел еще больше завязался. Из-за закрытия этого участка путь из Купчино на Ржевку, например, увеличился на 30–40 минут. Без дороги под «американцами», конечно, очень тяжко. Остается надеяться только, что новый подрядчик свое слово сдержит и отремонтирует ее за два года. Иначе центр города просто задохнется. У нас с каждым годом машин все больше, а дорог – все меньше.
В заключение хотелось бы отметить пассивную роль во всей этой истории петербургской законодательной и исполнительной властей. И депутаты, и Смольный активно занимаются законотворчеством, многие свои инициативы выносят на федеральный уровень. Объектом их внимания был и выгул собак, и проблема курения в подъездах, и «комендантский час» для детей. Но только не проблема юридических лазеек в федеральном законе о государственных заказах и закупках. Город несет из-за срыва сроков работ миллиардные убытки (потери рабочего времени в объездах закрытого участка и пробках, растут расходы на доставку грузов, ухудшается экология), и все только из-за того, что никто не догадается законодательно перекрыть известную всем лазейку в законе. Может, потому, что она кому-то выгодна?
Никита Рубцов. Фото Андрея Малашкевича