Счета счёт любят!
По закону управляющие компании обязаны отчитываться перед горожанами, на что они тратят их деньги, но на практике…
В начале 2011 года тарифы на тепло, энергию и воду выросли, согласно официальным данным, в среднем на 15 процентов. Однако многие петербуржцы жалуются (в том числе и в редакцию «НВ»), что суммы в счетах, выставленных управляющими компаниями, выросли аж на треть. Узнав об этом, власти призвали горожан требовать от коммунальщиков подробное обоснование своих расценок: теоретически новые правила раскрытия информации предоставляют людям все возможности для этого. А практически?
В теории контролировать работу управляющих компаний должны сами граждане. Все вопросы о том, какие коммунальные услуги нужны гражданам и сколько за это придется платить, решаются на общем собрании жильцов. Вышедшие в конце прошлого года новые правила раскрытия информации дают гражданам все права на доступ к сведениям о формировании тарифов. Более того, коммунальщики должны раскрывать информацию сами – на сайтах, информационных стендах и в СМИ, а также предоставлять ответы на все письменные или электронные запросы. Если же управляющая компания отказывается предоставить информацию, на нее можно подать в суд.
В документе все прописано верно, но на практике, увы, дело обстоит иначе. С одной стороны, далеко не все жильцы домов хотят вникать в сложности формирования тарифов и ходить на собрания собственников жилья. А с другой, управляющие компании зачастую просто подделывают результаты собраний и принимают выгодные для себя решения. В Петербурге таких случаев очень много. Один из последних скандалов разгорелся в доме № 49 по Новочеркасскому проспекту.
Жилкомсервис № 1 Красногвардейского района стал управлять домом на основании решения собрания, о котором жильцы дома ничего не знали. Но к протоколу собрания прилагались подписи, как утверждают люди, поддельные. Но теперь им все же предстоит оплатить ремонт стояков, который проходил в доме якобы на основании решения еще одного собрания.
– Но мы ни разу не собирались и решений не принимали! – рассказала корреспонденту «НВ» жительница дома Ирина Виноградова. – Люди думали, что за эти работы не нужно дополнительно платить, а теперь выяснилось, что 5 процентов от общей суммы ремонта поделят между всеми собственниками. При этом ни сметы работ, ни каких-либо других финансовых документов мы не видели и получить их от жилкомсервиса так и не смогли.
– Самый простой способ получить информацию от управляющей компании – подать письменное заявление в ее адрес, – объяснил юрист Глеб Рыков. – По закону ответ должен быть получен в течение месяца. Если он не предоставлен, есть два пути. В случае с жилкомсервисами нужно написать заявление в жилищный комитет, приложить к нему текст письма, почтовый документ, свидетельствующий об отправке либо с отметкой организации, что заявление было принято. Если вопрос возник к частной компании, а она не ответила на него, нужно действовать через прокуратуру и предоставить туда такой же комплект документов. Не отвечать на письмо гражданина – правонарушение. Тем, кто оказался в такой же ситуации, как жильцы дома № 49 по Новочеркасскому проспекту, я советую создать ТСЖ и найти другую управляющую организацию.
Дария Орешкина. Фото Евгения Лучинского