Король «договорился» до четырех «Оскаров»
В Лос-Анджелесе вручены премии «Оскар» Американской киноакадемии
83-я по счету церемония продемонстрировала верность старейшей премии десятой музы гуманитарным ценностям и определенный консерватизм вкусов членов Академии. Лучшим фильмом прошлого года они назвали картину Тома Хупера «Король говорит!». В основе ее сюжета – реальная история того, как английский король Георг VI был фактически вынужден занять престол накануне Второй мировой войны. Он не готовился стать монархом, имел проблемы с заиканием, но волею обстоятельств должен был встать во главе нации.
Фактически лента Хупера – это триумф англосаксонского мира, который еще раз в наглядной и убедительно зрелищной форме продемонстрировал всему миру простую истину: каждый человек – хозяин своей судьбы, и он способен «схватить ее за глотку», если будет действовать во имя высших целей. Здоровый консерватизм, проявленный Американской киноакадемией, – лишнее доказательство того, что, несмотря на все технологические ухищрения и придумки, главным в искусстве десятой музы остается ценность человеческой личности. Вполне справедливо, что Том Хупер получил «Оскара» как лучший режиссер, а Дэвид Сайдлер – как лучший сценарист. И уж, конечно, абсолютной высшей справедливостью стало присуждение «Оскара» актеру Колину Фёрту, сыгравшему того самого короля Георга VI.
Стоило бы добавить в этот список и австралийца Джеффри Раша, сыгравшего самозваного доктора, который и помог неуверенному в себе и заикающемуся человеку обрести веру в себя и в свои силы. Академия сочла, что лучшим в разряде «Лучшая мужская роль второго плана» должен быть Кристиан Бэйл («Боец»). В аналогичном разряде у женщин такую же премию получила Мелисса Лео. И это все, на что могла рассчитывать съемочная группа фильма «Боец», – очередная история о боксе как способе самореализации личности. Традиции Голливуда здесь сильны как никогда – от «Чемпиона» до «Бешеного быка» и «Али». Однако творческая истина оказалась дороже традиций для членов Академии.
В номинации «Лучшая женская роль» золотая статуэтка абсолютно справедливо досталась Натали Портман, самозабвенно преобразившейся в балерину Нину в психологической драме Даррена Аронофски «Черный лебедь». Молодая актриса обошла и Аннет Бенинг, и Николь Кидман. Дальнейшая материнская судьба оскароносицы Портман представляет несомненный интерес, хотя бы уже потому, что фильм «Черный лебедь» вошел в историю отношений двух искусств – балета и кино.
По количеству полученных наград (4) победителя – драму «Король говорит!» – догнал фантазийный триллер Кристофера Нолана «Начало». Академики посчитали, что в этом фильме – лучшая работа оператора, лучшее сведение звука, лучшие спецэффекты и лучший звук. Обычно подобные номинации называют «техническими», отдавая должное изобретательности инженерных служб, не обращая внимания на присутствие художественных достоинств. В этом же ряду – два «Оскара» у картины Тима Бертона «Алиса в Стране чудес» – за лучшую работу художника-постановщика и лучшие костюмы. Можно порадоваться и за аналогичное количество наград у полнометражной анимационной ленты «История игрушек – 3», одной из лучших в истории кино, не говоря уже о сумасшедших сборах, сделанных ею по всему миру. Картина была признана «лучшим анимационным фильмом года» и получила «Оскара» за лучшую песню, сочиненную Рэнди Ньюманом.
Определенную конкуренцию победителю до поры до времени в ходе 83-й церемонии составлял фильм Дэвида Финчера «Социальная сеть». При уверенной режиссуре известного постановщика данного очерка нравов в современной деловой среде и актуальности темы Академия все-таки оценила совсем иные качества ленты. Фильм получил 3 «Оскара» в номинациях – «Лучшая музыка», «Лучший сценарий-адаптация» и «Лучший монтаж». Хотя лучший музыкальный фрагмент в фильме «Социальная сеть» – это музыка Эдварда Грига из сюиты «Пер Гюнт».
Среди несостоявшихся триумфаторов церемонии – вестерн «Железная хватка» братьев Коэнов, который из 10 (!) номинаций не смог победить ни в одной из них. Утешает только то, что история «Оскара» знает и более глубокие провалы, в том числе и у Стивена Спилберга (со счетом 0:11). Но все это уже история, страница которой перевернута.
В номинации «Лучший фильм на иностранном языке» золотую статуэтку выиграла датская лента «Месть» режиссера Сюзан Биер, принеся этой скандинавской стране третью победу за всю историю Киноакадемии.
Приятное впечатление оставила и сама церемония. В отличие от прежних, пышных и пафосных, она получилась деловой и изобретательной по части визуальных решений. Особенно хорош был заключительный ролик, представлявший фильмы-номинанты в категории «Лучший фильм». Он был смонтирован на основе ключевой сцены фильма «Король говорит!». И это в очередной раз доказало ту истину, что слова, сказанные от сердца в трудную минуту, имеют все шансы войти в историю и пригодиться другим. Впрочем, если вы сами хотите составить мнение о справедливости решения Американской киноакадемии, то можно отправиться в кинотеатры нашего города и своими глазами увидеть практически все фильмы, удостоенные или не удостоенные «Оскара». И это то приятное отличие, которое выделяет нынешнюю ситуацию среди предыдущих историй с награждением главной кинопремией года.
Сергей Ильченко, заведующий кафедрой радио и телевидения факультета журналистики СПбГУ