В Таврический дворец вернулся орган
На первый взгляд новый орган, несмотря на слепящий блеск длинных труб, кажется очень маленьким: куда меньше, чем в Большом зале Филармонии, и даже меньше, чем в Малом зале им. А.К. Глазунова Консерватории.
– Орган Филармонии проектировался в XIX веке для музыкальной литературы романтиков, и звук его был подстроен под ту эпоху, и поэтому он немножко ограничен ею. Это как солнце и тень, – объясняет Герхард Гренцинг. – У моего органа диапазон тот же. Но дух совсем другой: он даже внешне решен в стиле барокко. И в то же время он способен воспроизводить не только барочную музыку. Мы можем играть на нем и, к примеру, произведения немецких романтиков.
Это не первый орган в истории Таврического дворца. При князе Григории Потемкине в Белом купольном зале уже располагался этот могучий инструмент. Однако 210 лет назад он покинул свое место ради Мальтийской капеллы, которая служила католической церковью дипломатического корпуса вплоть до начала ХХ века.
Таким образом, создатели нового органа восстановили историческую справедливость. Правда, инструмент, созданный для Таврического в Барселоне в 2010 году, не является копией – ни преды-
дущего «обитателя» дворца, ни какого-либо другого старинного инструмента в Европе.
– Я не люблю делать копии, – поделился с корреспондентом «НВ» Герхард Гренцинг. – Потому что я 40 лет работал с разными историческими органами, изучал их, вдохновлялся ими, и теперь создавать копию для меня было бы просто мало. У меня уже есть собственное чутье, и я люблю выражать те чувства и эмоции, которые во мне возбудили шедевры старых мастеров.
Процесс строительства органа у фирмы занял месяц. Еще месяц сын Герхарда занимался его отладкой, проверяя каждую деталь. Мастер очень поэтично описывает этот процесс:
– Представьте, что в вашем распоряжении хор на тысячу семьсот человек, состоящий из мужчин, женщин, солистов… И каждому хористу вы должны дать такое образование, чтобы вывести его на определенную планку. Только тогда хор будет слаженно звучать.
В праздничном концерте-презентации органа участвовали два органиста из Испании – Роберто Фреско (он открыл концерт, исполнив «Императорские фанфары» Солера с Международным камерным симфоническим оркестром капеллы «Таврическая» под управлением Михаила Голикова, а затем сыграл знаменитую Токкату и фугу ре минор Баха и фугу Дюрюфле на мелодию перезвона курантов собора в Суассоне) и Хуан де ла Рубиа (он исполнил прелюдию Букстехуде, концерты Баха и Генделя).
Из российских органистов к инструменту первой прикоснулась заслуженная артистка России Татьяна Чаусова. Она аккомпанировала лауреату международных конкурсов певице Олесе Петровой в исполнении произведений Генделя, Бизе и Гранадоса, а затем – солистке Мариинского театра Жанне Домбровской, спевшей Ave Maria Баха – Гуно и арию из «Страстей по Иоанну».
Алина Циопа