Дмитрий Маликов: «Я коварный деспот»
Друзья подарили известному эстрадному певцу и композитору рояль, и он загорелся идеей сочинить и записать фортепианный альбом
В БКЗ «Октябрьский» прошел праздничный концерт, посвященный Международному женскому дню. Слаженная, творческая команда, возглавляемая режиссером-постановщиком Геннадием Шагаевым, вновь преподнесла петербургскому зрителю яркий букет эстрадной классики и танцевального искусства. Оригинальная сценография, красочное светорешение, динамичность и душевность – все это помогло превратить концерт в эксклюзивное шоу с участием таких звезд, как Ирина Аллегрова, Татьяна Веденеева, Владимир Березин, Валерий Меладзе, Николай Басков и Дмитрий Маликов, – он сегодняшний гость «НВ».
– Дмитрий Юрьевич, кого вы всегда поздравляете с весенним женским праздником?
– Конечно же, свою жену Лену, дочку Стефанию, свою маму и сестру. В моей команде работает немало женщин – они поют, танцуют, занимаются пиаром, ведут офисные дела. Я шучу, что живу в женском царстве. И, конечно же, я поздравляю всех своих поклонниц, особенно тех, кто прошагал со мной по жизни все эти двадцать лет. Я люблю своих поклонниц за верность. Это не какие-то девчонки, которые сегодня кричат «браво», караулят у подъезда, обрывают телефон, а назавтра перекидываются на другого, более модного артиста. Мои поклонницы – это мои верные друзья, они прекрасно знают мое творчество, разбираются не только в популярной, но и в классической музыке... В конце февраля, после почти десятилетнего перерыва, состоялся мой сольный концерт в петербургском «Октябрьском» зале. И, как в 1990-х, вновь собрался полный зал. Было так приятно, что питерские поклонницы ждали меня много лет, не распускали мой фан-клуб. Это дружба, проверенная временем.
– После того сольного концерта в БКЗ вы, едва отдышавшись пять-десять минут, вновь вернулись на сцену, чтобы дать автографы, сфотографироваться на память с поклонницами. И еще целый час общались со зрителями…
– Это уже стало традицией у меня. Поклонницы знают и ждут, что после концерта, как бы я ни устал, все равно выйду к ним. Конечно, можно раздавать автографы на служебном входе, но в давке, суете это делать неудобно. Так почему бы не поставить на сцене стол и не писать, сидя за ним, почему бы не сфотографироваться в дружеской, неформальной обстановке? Даже если я потрачу еще полчаса-час своего времени – мне его не жалко на такое. Хотя, признаюсь честно, я очень волновался за выступление после десятилетней паузы… По окончании концерта я погрузился в московский поезд и впервые за многие годы заснул крепко, только проводница утром разбудила меня. Устал, выложился, но был очень доволен.
– Когда следующий раз приедете в БКЗ с сольной программой? Опять через десять лет?
– Я абсолютно не лукавил, говоря со сцены, что мне бы хотелось каждый год давать такой сольный концерт в Петербурге: с изменениями, дополнениями, улучшениями. Думаю, что теперь мне ничего не может помешать. Реакция публики была хорошая, надеюсь, мои зрители расскажут про мой концерт своим друзьям… Каждый зал имеет свою энергетику. Публика в Петербурге взыскательная, в каком-то смысле избалованная. Таких залов, как БКЗ, в России очень мало. С одной стороны, удобный зал, с другой – весьма вместительный. Такие залы, кроме всего прочего, позволяют делать не очень дорогие билеты. Я привозил в Петербург необычную программу: пригласил камерный оркестр, а также мужской хор Валаамского монастыря. Приехал из Москвы мой отец Юрий Федорович Маликов, руководитель легендарного ансамбля «Самоцветы». Я посвятил ему новую песню «Мой отец», а потом мы вместе исполнили шлягер всех времен и народов «Не надо печалиться, вся жизнь впереди». На сцену вышла и моя дочка Стефания. Я вспоминал свои старые шлягеры, пел новые, исполнил много инструментальных фортепианных пьес.
– Ваш отец – народный артист России, и вы в свои 40 с небольшим – тоже народный артист России… Есть ли другие такие примеры на отечественной эстрадной сцене?
– Пожалуй, нет. В театре и кино можно найти такие примеры, а на эстраде что-то не припомню. Папа очень гордится этим обстоятельством, да и я тоже. Ведь что бы там ни говорили завистники и злые языки, выше этого звания ничего в нашей стране нет. Да, в Англии или США нет народных артистов, но у нас эта красивая традиция прижилась, стала частью истории нашей культуры…
– Юрий Федорович в кулуарах сказал мне, что вы сейчас разрываетесь: после грандиозного успеха во Франции «Симфоник-мании» хотели бы заниматься подобными программами, но это не приносит денег, а гастроли с программой шлягеров по-прежнему доходны…
– В общем он прав. Но это не проблема, это задача – совмещать одно с другим. Потому что эстрадный бренд «Дмитрий Маликов» действительно востребованный, у меня много предложений. Я хочу писать новые песни, и, я считаю, мне нужно оставаться популярным артистом. А что касается симфонической программы, которая была показана в прошлом году в 40 городах Франции, что касается моей инструментальной музыки и ее продвижения, да, это менее коммерческие проекты, но от этого они не становятся для меня менее значимыми. А может быть, они даже более значимы. Сейчас я заканчиваю работу над фортепианным альбомом. На день рождения друзья подарили мне новый рояль «Стейнвей», и я загорелся идеей сделать фортепианный альбом. Работа продвигается быстро, буквально двух-трех пьес не хватает. Как только они придут в голову, я сяду и сыграю их.
Хотя, не скрою, большая проблема: как позиционировать, как продвигать фортепианный альбом. Альбом – это товар, а любой товар на рынке надо продвигать.
– Какой же это товар, если в интернете можно бесплатно скачать любые записи?
– Даже если альбом бесплатно выложен, люди должны его найти, послушать, желательно вдумчиво, вынести свой вердикт. Если понравится, они придут на концерт. Все взаимосвязано. Продвигать – это не только продавать, а преподносить как музыку. Важно быть услышанным!
– Не так давно на своем сайте вы провели конкурс среди поклонниц, а затем вручили победительнице iPhone 4, причем победила девушка из Орла, которая приехала за своим заслуженным призом в Москву и получила его из ваших рук…
– Я ищу новые формы продвижения моей музыки, моих клипов, и этот конкурс с айфоном – один из вариантов общения со слушателями. В таком конкурсе ничего уникального нет.
– Да, но подарки обычно дарят поклонники звездам, а не наоборот! Психология звезды так устроена, что артист считает, что ему все должны…
– Я так не считаю. Мне тоже дарили немало подарков, а тут я подарил. Почему бы нет?
– В конце 1980-х, когда юный выпускник Московской консерватории Дима Маликов только появился на эстраде, вас называли последним романтиком… Интересно, с годами вы сохранили этот романтический взгляд на творчество, на шоу-бизнес?
– Конечно. Только романтики пишут красивую музыку, а прагматики занимаются бизнесом. Другой разговор, что с годами я расстался со многими иллюзиями. Я понял, что серьезных успехов в музыке может достичь только тот, кто не витает в облаках, а трудится, вкалывает, как лесоруб (смеется). Каждый день я по несколько часов посвящаю занятиям на рояле. Я сам веду свои дела, у меня же нет продюсера, менеджера. Я же не избалованная звезда, которую будит в два часа дня дядька-продюсер, чтобы сообщить, где у него сегодня ТВ-съемки, фотосессии, пресс-конференции, концерты.
– Вы легко пишете новые песни?
– Конечно. Я не сдался, не записался в ретрокомпанию. Вот сейчас написал новую песню про отца. Я подумал хорошенько и предложил Володе Преснякову, чтобы мы ее спели дуэтом. Наши отцы работали вместе в «Самоцветах», и мы с Володей вместе с детства, мне кажется, это усилит положительное воздействие песни. Есть у меня новая песня «Два пистолета». Мне кажется, тоже хорошая, буду раскручивать. Хотя раскручивать старым артистам (а меня уже так называют!) новые песни очень трудно. Рынок очень насыщенный, и на радиостанциях мне говорят постоянно: «Дима, что вы нам приносите новые песни – у вас старые хорошие!» Хотя по большому счету шлягеры выбирает народ, а не тот или иной редактор. Когда мою песню «Вишневая смола» не взяли на «Русское радио», я так расстроился, подумал, ну, все. Но она все равно раскрутилась, стала популярной.
– Ваша дочь Стефания занимается музыкой? Она на сцену выходила с явным удовольствием…
– Занимается, но без особого усердия. А на сцену ей действительно нравится выходить. Я ей объясняю, что нужно выходить на сцену не просто так, а уметь что-то очень хорошо делать. Причем желательно, лучше, чем все остальные.
– Вы суровый или мягкий отец?
– Я только с виду мягкий. А так я коварный деспот… Особенно в том, что касается работы.
Беседовал Михаил Антонов