Троицкий заклеймил актуальное искусство
Переезд на Звенигородскую улицу Галерея современного искусства Д-137 ознаменовала открытием выставки «Американизм» из коллекции Артемия Троицкого
В двух просторных залах порядка сорока работ совсем небольшого формата, как объяснил приехавший на вернисаж Троицкий, работы должны помещаться в чемодан – иначе бы их проблемно было вывозить из США: преодолевают картины границы, по сути, нелегально, без уплаты таможенных пошлин. Иной раз приходится избавляться от рамочек, иногда везти холсты в скрученном виде.
Артемий рассказывает, что начал покупать понравившиеся ему произведения 15 лет назад. Самую первую работу приобрел в 1996 году в городе Атланта на Олимпийских играх, когда посетил выставку американского фольклорного искусства – это был Americanism Лероя Элмона, эдакая наивная живопись острого политического содержания, в которой повествуется о преследовании негров в Америке. Картина и дала название выставке.
Те работы, которые Троицкий покупает в маленьких и больших американских городах – «от Вермонта до южной и северной Калифорнии, от Висконсина до Аризоны», – как он говорит, не являются коммерческими и престижными. Троицкий делит свою коллекцию на три категории: художников местных, известных и уличных. По большому счету, различия между ними не делает, потому что приобретает их по единственному критерию – они должны ему нравиться. Самая дешевая работа стоит сотню долларов, а самая дорогая – 5 тысяч.
– Все эти работы либо веселые, либо пугающие – то, что я люблю, – рассказывает Артемий. – И в этом смысле Америка мне доставляет больше удовольствия, чем Россия, где художники менее свободно, как мне кажется, выражают свое отношение к каким-то жизненным событиям, вуалируют их. Из питерских авторов мне наиболее импонируют Коля Копейкин и Гриша Ющенко – их творчество соответствует моим мутантским вкусам. У них все конкретно, понятно, с юмором и иронией. В Москве я же давно ничего не покупаю – модные галереи актуального искусства, за редчайшим исключением, я считаю надувательством. Сплошной Мавроди!
Впрочем, и в Америке актуальные художники Троицкого не впечатлили. Как-то приехав в Нью-Йоркский университет с лекциями, он обнаружил, что у него образовалась масса свободного времени, которое некуда потратить. Троицкий решил походить по художественным галереям в районе Челси – и обошел их за несколько дней около сотни.
– За редчайшим исключением там не на что было смотреть – ни уму ни сердцу, – посетовал Артемий. – Висят огромные картины, мимо которых надо проезжать на велосипеде. Галереи абсолютно пустые, покупателей нет. Ради интереса подходил, интересовался, что к чему? «Оу!» – говорил мне радостно какой-нибудь сотрудник и начинал убеждать в том, что я вижу перед собой обалденного художника. Притом что художник был полное г… А цены от 10 тысяч долларов и до 100–150 тысяч. Кто покупает эти работы, я не знаю! Равно как не понимаю, кто покупает большинство наших художников? Возможно, какие-то корпорации, которые украшают свои фирмы. Я считаю актуальное искусство занудным, скучным, конъюнктурным, сложным и вообще исключительно делом маркетинга, а не делом искреннего творчества и таланта.
На выставке «Американизм» все работы имеют историю, и коллекционер с удовольствием рассказал о том, при каких обстоятельствах и почему он приобретал эти работы. Вот на кирпиче собственного обжига изображены женские ножки в туфельках на шпильках, работа посвящена Мэрилин Монро, и на ней есть надпись: «Дай девушке пару правильных туфель, и она покорит весь мир». Троицкий покупает работы, выполненные на стекле, сделанные на металле паяльником, на дереве карандашом, аппликации, созданные с помощью стеарина или фольги. Сюжеты посвящены веселящимся людям, карнавалу или, например, Дню Всех Святых. Гордится графикой, которую ему подарил с дарственной надписью автор – легендарный музыкант Леонард Коэн. Троицкий часто выбирает работы, так или иначе связанные с музыкой, – на них либо нотки танцуют, либо кто-то на гитаре играет.
Владелица галереи Д-137 Ольга Остерберг говорит, что это «внеактуальное» искусство. Сам же Артемий считает, что картины и инсталляции сделаны художниками, которые искренне, сердечно, наивно, бесхитростно выражают свое отношение к жизни, и только это и есть настоящее, живое искусство.
Елена Добрякова