Его называют Создателем театров
В Доме актера вспоминали Владимира Малыщицкого. Без сомнения, он останется в истории культуры России как создатель и первый художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке. И не его одного. По поводу их количества на вечере имели место разногласия: «Два! – Нет, три! – Больше!» Достоверно известно: пять. Два из них и ныне успешно работают в Петербурге: Молодежка и Театр Владимира Малыщицкого. Выступающие не единожды отмечали принципиальную разницу: не театр имени, а именно – Театр Малыщицкого.
Питерские театралы старшего поколения, конечно же, помнят, с каким трудом в 70-е годы попадали на спектакли студенческого театра ЛИИЖТа «Студио», который называли «малой (вариант – второй) Таганкой» за то, что в основе постановок большая, настоящая литература, за свободомыслие. И еще потому, что Владимир Малыщицкий – ученик Юрия Петровича, он учился у Любимова на Высших режиссерских курсах.
В «Студио» были поставлены знаменитые «Сто братьев Бестужевых» Бориса Голлера, «Сотников» Василя Быкова (очень точно название спектаклю дал Малыщицкий – «Петля», горлит не разрешил), «Не стреляйте в белых лебедей» Бориса Васильева…
В 1980-м театр «Студио» трансформировался в Молодежный театр и стал обживаться в Измайловском саду.
Народная артистка России Нина Усатова рассказала о начале своей работы в Молодежном театре:
– Мой первый спектакль – «Сто братьев Бестужевых». Репетировали и ни о чем другом не думали – жили только спектаклем, только театром. Рано утром из общежития спешили в театр, чтобы помыть полы. Не было такого: я артист и не должен мыть пол или красить стены. Репетировали допоздна и не думали, что метро уже не ходит. Случалось, ночевали в театре. Спали на шинелях, которых, слава Богу, в спектакле «Сотников» было много. Первый наш завлит Саша Ласкин утверждает, что Владимир Афанасьевич постоянно жил с температурой 37,3 и требовал такого же напряжения чувств от окружающих. В таком случае на «Буранном полустанке» Айтматова термометр зашкаливало! Температура превышала 40, даже 43 градуса.
Постоянными зрителями были Кирилл Лавров, Андрей Толубеев, из Москвы специально приезжали Фазиль Искандер, Андрей Вознесенский. Друг театра, выдающий театровед Константин Рудницкий, будучи уже тяжело больным, в памятке «обязательных дел» писал: «Сказать Малыщицкому: я хотел бы, чтобы вы твердо знали – людей с режиссерским дарованием вроде вашего мало на свете. Сказать его театру: верьте Малыщицкому, он способен создавать театр – таких людей на свете очень мало. Берегите и защищайте его».
Не уберегли. Защитить пытались. О том, как у Малыщицкого отняли Молодежный театр, вспоминал профессор Александр Ласкин:
– Была создана комиссия во главе с чрезвычайно вежливым человеком, которого потом за эту вежливость назначили заместителем министра культуры. Но были и многочисленные письма в защиту Малыщицкого. И, видимо, понимая, что можно проиграть, чиновники стремительно уволили Владимира Афанасьевича. Представляя нового худрука, «управляющий культурой» Ленинграда Знаменский лицемерно заявлял, что Молодежный театр достиг больших результатов, стал известен не только в городе и пора ему переходить на новый, более высокий уровень. Для Малыщицкого увольнение было абсолютной катастрофой. Он долго тосковал по тому «молодежному» периоду жизни, который оказался счастливым и для огромного числа людей, не обязательно театралов.
Какое-то время после Молодежного театра Владимир Малыщицкий служил в Ленконцерте, работал с Рубеном Агамирзяном в Комиссаржевке, с Георгием Товстоноговым в БДТ. Но он не мог не создать свой театр. Вначале это был театр «Студия-87», а затем «Юпитер», который в скором времени стал Театром Владимира Малыщицкого.
– Театр занимал сравнительно небольшую квартиру на Большой Конюшенной, – делился впечатлениями профессор Театральной академии Геннадий Праздников. – Для того чтобы актер перешел из одной кулисы в другую за сценой, нужно было выйти во двор и в любую погоду – в мороз, в дождь – пробежать до соседней парадной. Но и в таких условиях Владимир Афанасьевич ставил замечательные спектакли.
– Я не театровед, не философ, но, думаю, что главное свойство художника – слышать время, – это уже говорит Иван Краско. – Свойством Володи было не искать политическую подоплеку, а слышать и говорить правду о нашем времени. Я рад, что мой Андрюшка у него поработал там, на Желябова, он очень трогательно отзывался о Малыщицком, а слух у него на талант и доброту был отменный. Я благодарен судьбе за то, что был знаком и жил в одно время с Владимиром Афанасьевичем Малыщицким. И наш долг нести в мир знания о нем. Ибо беспамятство – самый страшный грех, неблагодарность и беспамятство.
Писатель Яков Гордин не сомневается, что Владимир Малыщицкий «одна из самых трагических и героических персон нашего театра последних десятилетий» и что «его историей, необычайно насыщенной смыслом, обязательно будут заниматься».
Умер Владимир Малыщицкий три года назад – 22 марта 2008 года. 23 сентября прошлого года ему могло бы исполниться семьдесят…
Владимир Желтов