«Фасад», а выглядит как задворки…
Морские ворота Петербурга пока больше напоминают калитку на заднем дворе
Новый морской пассажирский порт на Васильевском острове задумывался не только как терминал по «перевалке» туристов. Само название проекта – «Морской фасад» – подразумевает, что это парадные морские ворота Петербурга. Как театр начинается с вешалки, так и путешествие по морской столице России начинается с ее морского порта. Но на какой возвышенный лад могут настроить туристов голые песчаные дюны со следами самосвалов и приносимым ветрами мусором?
Между тем в управляющей компании «Морской фасад» нам сообщили, что стройка идет строго по плану. В 2009 году открылась первая пассажирская навигация – 115 судов доставили в город 247 тысяч пассажиров, а в нынешнем году ожидается уже 320 заходов круизных и паромных судов, с которыми прибудут 430 тысяч туристов и пассажиров. В этом году планируется открытие третьего пускового комплекса и завершение всех работ.
То есть порт и достраивается, и работает. Так почему же забыли про благоустройство? Почему морской «фасад» города выглядит как ливийская пустыня? Ответить на этот риторический вопрос можно разве что встречным вопросом: а зачем облагораживать территорию, высаживать зелень, строить дорожки, видовые площадки и прочее, если и без этого доходы растут? Каждый судозаход – это сотни тысяч долларов. И что с того, что у туристов с первой минуты складывается не самое благоприятное впечатление? Ведь они все равно доедут до Эрмитажа и Исаакиевского собора, ради которых и купили тур. Так, дескать, зачем же деньги в песок зарывать?
Естественные гавани Хельсинки, Стокгольма или Барселоны не только живописны, но и тщательно обустроены. Когда-то в Ленинграде тоже пытались сделать что-то подобное: старый морской вокзал был одним из шедевров советской архитектуры – за него было не стыдно перед гостями города. Но, к сожалению, он имеет очень неудобный подход со стороны моря, да и причал у него коротковат. А заходить в Неву, чтобы пришвартоваться у набережных перед Благовещенским мостом, могут только теплоходы средних размеров, потому что длина современных круизных лайнеров больше, чем ширина реки, – они просто не смогут развернуться носом к морю. Потому и приходилось принимать гигантский «Миллениум» в грузовом порту – среди штабелей контейнеров.
Новый пассажирский порт, способный принимать суда всех размеров, судя по картинке на сайте управляющей компании «Морской фасад», тоже должен неплохо смотреться. Но, как уже сказано, картинка разительно отличается от действительности. Возможно, когда-нибудь эту василеостровскую пустыню все же озеленят и благоустроят. Но, увы, видимо, в последнюю очередь. А может, и оставят все как есть, дабы турист ощутил на себе, каково это – стоять на берегу пустынных волн и мучиться думами: почему в России всегда хватает денег не мегапроекты и никогда не хватает на элементарное благоустройство и поддержание чистоты?
только факты
• Новый Морской пассажирский порт строится на основе государственно-частного партнерства и является частью масштабного проекта намыва и освоения новых территорий на западной оконечности Васильевского острова. В готовом виде он будет иметь четыре терминала – три круизных и один паромный, семь причалов общей длиной 2,1 километра. Окончание всех работ – 2011 год.
• За счет федерального бюджета проведено углубление до 11 метров Петровского фарватера (того, который прежде использовали «Метеоры», направляющиеся в Петергоф) и акватории порта, строительство пунктов пропуска через границу, установка навигационного оборудования.
• За счет частных инвестиций выполняется строительство причальных стенок, здания вокзала, прокладка инженерной инфраструктуры. Бюджетные затраты оцениваются в 18 миллиардов рублей. После окончания строительства терминал перейдет в собственность Петербурга (будет выкуплен).
• Весь пассажирский комплекс изначально проектировался как набор сугубо функциональных сооружений, предназначенных только для скорейшей погрузки-выгрузки пассажиров и оформления их документов – без таких «излишеств», как кафе, рестораны, магазины, гостиница и т. д. В настоящее время инвесторы отходят от этих принципов, планируя открыть в здании вокзала предприятия общепита, магазин беспошлинной торговли и т. п.
а как у них?
Порт Барселоны – жемчужина Средиземноморья
Все побережье автономного сообщества Каталония в Испании является, по сути, одним большим портом, но его сердце – порт Барселоны. Это целый город, в котором есть все – от океанариума до роскошных ресторанов, от современных офис-центров до исторических зданий в мавританском стиле. Нет только наземного транспорта. Вернее, его просто не видно – трассы проложены под землей! А ведь еще несколько лет назад здесь были трущобы… Есть в Европе порты и покрупнее, но ни на что не похожий и никогда не засыпающий порт Барселоны – жемчужина Средиземноморья.
В Хельсинки сочетают природу и историю
При строительстве пассажирских терминалов в Хельсинки финны постарались подчеркнуть естественные красоты залива, в котором швартуются круизные лайнеры, и сочетание этих красот с видами исторического центра города. Удачно также соседство современных многопалубных судов и рыбачьих лодок, старинных парусников и частных яхт.
Шанхай встречает гостей с размахом
Власти Шанхая стараются, чтобы все, прибывающие в местный порт, могли оценить мощь и урбанистический характер современного Китая и статус Шанхая как экономической столицы страны. Это впечатление подкрепляется безупречным сервисом для туристов и весьма демократичными ценами.
Таких портов – сотни
Порт Нового Орлеана можно назвать «типовым» – ничего оригинального в нем нет. Но и этот порт производит впечатление и чистотой, и продуманной логистикой, и благоустроенностью.
Владимир Владимиров