«Автово» сверкает по ночам
Что скрывает синий строительный забор, от пола до потолка закрывший половину вестибюля станции «Автово»? Слыша доносящийся из-за импровизированного ангара шум, скрежет и грохот, этим вопросом задаются каждый день тысячи пассажиров. Но увидеть, насколько бурная работа кипит здесь, им не суждено – ворота открываются только глубоко за полночь. Корреспондентам «НВ» удалось побывать в «Автово» уже после закрытия станции и узнать, как здесь ведутся ремонтные работы и сколько они продлятся.
Это только кажется, что ночью жизнь в метро замирает. На самом деле, когда вестибюли покидают последние пассажиры, тут начинается бурная деятельность. Вдоль платформ туда-сюда ездят мотовозы (небольшие тележки на электрической тяге), развозящие по станциям стройматериалы и обходчиков. Последний поезд в сторону «Проспекта ветеранов» прибывает в «Автово» в 0 часов 42 минуты. Немногочисленные запоздалые пассажиры торопятся к выходу мимо группы рабочих в рыжих спецовках и касках. Не успевает дежурный милиционер закрыть за ними входные двери наземного вестибюля, а из ворот ангара уже выкатывается мощная подъемная платформа, на которой лежит внушительных размеров панель. Ее сегодня предстоит водрузить на потолок.
Ремонт в «Автово» ведется с октября прошлого года. За это время успели полностью поменять гидроизоляцию стен тоннеля и покрыть их новой облицовкой. Но самое сложное еще впереди – рабочим предстоит разобрать потолок, заменить гидроизоляционный материал и вернуть на место лепнину, потрескавшуюся за долгие годы эксплуатации станции. И если в 1955 году ее крепили прямо к своду, то теперь технологии ушли далеко вперед.
– Всю потолочную часть мы разбили на участки, – рассказывает начальник службы тоннельных сооружений метрополитена Дмитрий Бурин. – Изготовили специальную форму, в которой отливаются уже готовые панели. Затем сваривается кессон (металлическая конструкция, на которую крепится панель), и уже все вместе подвешивается к потолку. Новые технологии позволяют сократить время реконструкции. Крепи мы каждый элемент отдельно, как раньше, ремонт затянулся бы лет на пять.
Панели отливаются прямо на станции – как раз в ангаре. Случай для российского метро уникальный. В истории подземки еще не было такого, чтоб работающая в привычном режиме станция превращалась одновременно в действующую платформу, стройплощадку и литейный цех. Сначала сваривается основание из металлических прутьев, затем к нему монтируется отливка из стеклофибробетона. Инновационный материал позволил значительно облегчить всю конструкцию, и теперь вместо трех тонн каждый кессон весит чуть больше полутора. Технологию согласовывали с комитетом по государственному использованию и охране памятников. «Автово» вновь выявленный объект архитектурного наследия, и без ведома КГИОП тут не обойтись.
– Хотели доставлять готовые панели из автовского депо, благо тут везти совсем недалеко, – продолжает Дмитрий Бурин. – Но конструкции нестандартные, могли возникнуть сложности. Так что решили, что выгоднее и удобнее выйдет огородить часть платформы и прямо на ней отливать изделия.
Второй уникальный аспект – проведение работ в круглосуточном режиме. Когда метро открыто, рабочие занимаются изготовлением кессонов, скалывают старую лепнину и снимают гидроизоляционные материалы. Причем делают это (опять же впервые!) прямо над проходящими поездами. А ночью уже застывшие панели вешают на подготовленное место. Работают в три смены. Утром, днем и вечером трудятся бригады по 6 человек, а ночью – по 15.
Подъемная платформа едва-едва проходит между знаменитыми колоннами автовского перрона, поэтому толкает ее бригада с большой осторожностью. Если тяжелая конструкция разгонится и уйдет немного в сторону, тогда остановить ее практически нереально. Со стороны это напоминает подготовку к штурму средневекового замка, а сами сверкающие касками строители в тусклом свете станционных светильников уж очень смахивают на катящих таран к воротам воинов.
– На работу нам дают не больше 3,5 часа, – говорит Бурин. – Ведь станцию еще нужно вымыть и подготовить к приему первых утренних пассажиров. Поэтому за раз только одну конструкцию успеваем повесить.
Панели начинали монтировать в прямом смысле слова методом проб и ошибок. Первый удачный кессон, например, получили только с четвертого раза. Три предыдущие конструкции уже после монтажа треснули, и пришлось на ходу менять технологию их изготовления – где-то в армированную основу добавлять новые элементы, где-то, наоборот, убирать. Всего предстоит водрузить на потолок 66 кессонов, вокруг которых разместятся 144 внутренних и 132 пристенных панели. В конце их покрасят из пульверизаторов. В импровизированном «штабе», расположенном в дальнем конце ангара, на стене висит схема свода станции, на которой отмечена каждая деталь. Уже смонтированные части заштриховываются косыми линиями. Сейчас карандашом зачеркнута примерно четверть схемы.
Подготовка к монтажу панели занимает не так уж и много времени. Но начать ее вешать рабочие сразу же не могут – нужно дождаться, пока мимо «Автово» в сторону центра пройдут все мотовозы и дежурный по станции по громкой связи объявит об отключении контактного рельса.
Наконец, разрешение получено, и электропогрузчик опускает на пути особую тележку, а уже на нее вручную загоняется подъемная платформа. Строители ловко снимают историческую 345-килограммовую люстру, устанавливают ее на специальную подставку и за 40–50 минут подвешивают панель к своду. Вслед за ней в обратном направлении отправляется и светильник.
Кстати, о люстрах. В течение долгих лет на них скапливалась грязь и пыль, вследствие чего многие бронзовые и латунные элементы пришли в негодность. Реставраторы изготовили новые, ничем не отличающиеся от прежних. Люстры отмыли, подвели к ним новую электропроводку, и теперь они сияют так же, как и при открытии «Автово» в далеком 1955-м. Из 26 светильников полностью отреставрированы 15, остальные еще предстоит вычистить, покрыть лаком и установить на них новые стекла для плафонов.
Электронные часы станции показывают начало четвертого ночи. Это значит, что рабочим пора сворачивать свою деятельность, в уголке уже в нетерпении переминаются с ноги на ногу уборщики. К моменту прихода первых пассажиров о работах на платформе уже ничего не будет напоминать. Только самые внимательные горожане увидят, что на потолке увеличилось количество новеньких панелей. И так будет продолжаться до декабря 2012 года. Именно на этот срок намечено полное окончание реконструкции «Автово».