Общество

Ты прыгнул с моста! Какие могут быть проблемы?

25 мартa

 

Они с гордостью называют себя экстремалами и обижаются на все сомнения в их здравом рассудке

Одни считают их героями, другие – глупцами, не дорожащими своей жизнью. Одни мечтают стать такими же, а другие с ужасом думают, что этого могут захотеть их близкие. Между тем однозначного ответа на вопрос, является ли увлечение экстримом героизмом или глупостью, нет и быть не может. В первую очередь потому, что экстримом принято называть очень много разных и совершенно не похожих друг на друга видов спорта, игр и увлечений. Есть среди них и серьезные, уважаемые спортсменами альпинизм, скалолазание и другие спортивные дисциплины, которым учатся с детства и по которым проводятся крупные соревнования. Есть дорогие развлечения для обеспеченных людей: дайвинг и виндсерфинг, горные лыжи и сноуборд, парашютизм и парапланеризм… А есть и просто рискованные занятия, которые далеким от экстрима людям кажутся как минимум странными, а чаще – глупыми и вредными. К ним обычно причисляют и диггерство, и прогулки по крышам домов, и езду на крышах вагонов метро и наземных поездов, и еще множество других опасных развлечений. Общее у всех этих занятий лишь одно – адреналин, удовольствие от риска, которое они щедро дарят своим любителям. А вот различий – намного больше.


Зацепинг – едущая крыша

Очередной повод для осуждения всех экстремалов разом дала трагедия в московском метро, где погибли двое молодых людей, катавшихся на крыше вагона. Этот новый вид экстрима, появившийся в крупных городах в последние пару лет, получил название зацепинг. О том, что такое развлечение крайне опасно, можно и не говорить. Никакой страховки у зацеперов нет и быть не может, держаться на крышах вагонов практически не за что, поэтому часто их катание заканчивается плачевно. А удачливым зацеперам, которые после катания остаются целыми и невредимыми, грозит штраф за хулиганство. Да и общественное мнение, конечно же, настроено резко против этой забавы.

Сами же зацеперы в красках расписывают все прелести катания на вагонах, похваляются своей смелостью, а всех несогласных с ними записывают в «скучных и не способных ни на что великое обывателей». Что, разумеется, тоже не способствует хорошему отношению к экстриму в обществе.


Без страховки – ни-ни!

Но стоит ли относиться ко всем видам экстрима одинаково негативно? Сами любители тех или иных рискованных видов спорта с этим категорически не согласны. Например, скалолазы на вопрос об опасности своего увлечения подробно расскажут, насколько строгое у них отношение к страховке и соблюдению мер безопасности. Забираться на скальную трассу или на тренажер в спортзале в клубах скалолазов разрешается только со страховкой, а внизу при этом обязательно должен стоять тренер или другой спортсмен, готовый поймать того, кто лезет, если страховка у него вдруг откажет и он надумает падать. Тех, кто нарушает эти правила, отлучают от соревнований или отправляют из спортзала домой.

Конечно, иногда среди начинающих скалолазов попадаются легкомысленные, но после такого сурового наказания у них пропадает охота своевольничать. А потому травмы на скальных слетах и фестивалях случаются крайне редко. Зато желающих покорить неприступные скалы с каждым годом становится все больше. По словам президента Федерации скалолазания Владимира Каурова, в больших скальных фестивалях количество участников, среди которых есть и профессиональные спортсмены, и любители, уже давно перевалило за несколько сотен человек.


Боишься высоты – прыгай с парашютом

Не менее серьезно подходят к делу безопасности в парашютных клубах. У желающих прыгнуть с парашютом могут потребовать справки от терапевта, подтверждающую, что он здоров и что у него давно не было никаких переломов, и от психиатра – о том, что у него нет суицидальных наклонностей. Правда, в некоторых клубах руководство может и поверить новичку на слово. А бывают и полулегальные летные организации, где начинающим парашютистам приходится подписывать отказ от претензий на тот случай, если их прыжок окажется неудачным. При таком подходе к парашютизму разумным экстремалам лучше поискать другой клуб.

Впрочем, даже вполне серьезные любители экстрима порой признаются, что рискованные поступки затягивают.

– У меня идея совершить что-нибудь дерзкое и экстремальное родилась от абсолютной скуки, – рассказал начинающий экстремал Иван Зотов. – При этом я страшно боюсь высоты – и поэтому первым делом подумал о прыжке с парашютом. Найти парашютный клуб не составило большого труда. Сложнее было дождаться прыжков. У ребят был капитальный ремонт самолетов, и мне неделю за неделей пришлось созваниваться с ними, чтобы узнать, когда же этот ремонт наконец закончится.

После прибытия на место снова пришлось ждать – нам мешал ветер. А пока самолет не расправил крылья, мы проходили инструктаж, прыгали с трамплина и делали упражнения по разворотам. А еще слушали рассказы инструктора о всяких случаях.

А затем мощный Ан-2 вознес нас на высоту 800 метров. В фюзеляже было тесно, как в банке с сардинами. Инструктор чего-то кричал, но его не было слышно. Я думал, будет страшно взлетать, но нет, в такой тесноте не до страха! Самым жутким моментом стала команда: «Встали!» – когда ты понимаешь, что вот сейчас и отступать некуда, да и стыдно было бы.

И – прыжок, встряска, рывок за плечи! Плюю в сторону – плевок ушел вниз, значит, все в порядке, «запаска» не понадобится. С высоты открывается потрясающий вид. Озеро вдали, какие-то заброшенные коровники, ангар со спичечный коробок. Около двух минут счастья и жесткое приземление. С высоты практически невозможно определить... высоту. В общем, было потрясающе, а на земле нас потом посвятили в десантники мощным хлопком «запаской» по пятой точке.


Сколь веревочка ни вейся…

Казалось бы, вот оно счастье, чего еще надо? Но всего через год Ивану снова стало скучно.

– И по странному совпадению одна знакомая пригласила меня попрыгать с моста на веревке. Это называется «роуп-джампинг», дословно – прыжки с веревкой. Веревка при этом почти не растягивается, а выживание экстремальщика обеспечивается за счет принципа математического маятника. Надо признать, что этот вид экстрима по сравнению с парашютом не только дешевле, но и страшнее. Чем ближе я подходил к заброшенному мосту, тем больше задавался вопросом: «А оно мне надо?!» Внизу проплывали лодки, катера и яхты. Ребята, которые прыгают каждую неделю, пили чай и предлагали мне, но я отказывался и готовился к смерти.

Постояв немного на краю моста, я почувствовал, что если не прыгну, то просто упаду. Пришлось прыгать. И это было потрясающе. Несколько секунд, стоящие больше, чем много месяцев скучной жизни до этого. Проблемы, тяжелые мысли – все уходит. Как сказал один из прыгнувших в этот же день: «Ты прыгнул с моста! Какие могут быть проблемы?»

Несколько сомнительными выглядят и такие развлечения, как полулегальные экскурсии по крышам. Проводят их чаще всего профессиональные альпинисты или скалолазы, но вот в «попутчики» к ним обычно может пойти любой желающий полюбоваться своим городом с большой высоты. В том числе и человек, сперва горящий желанием побродить по крышам, а потом испугавшийся и неспособный спуститься вниз даже с помощью «экскурсоводов». Впрочем, некоторые верхолазы подходят к делу более серьезно и берут на крыши только тех, кто прошел хотя бы минимальную альпинистскую подготовку.

– Мы и сами можем за небольшую плату обучить человека обращаться со страховкой и в теории, и на практике, – рассказал промальпинист Иван Ланков. – И только после этого взять с собой наверх. Про страх высоты, конечно, тоже заранее спрашиваем. Бывает, что люди пугаются, но обычно самый сильный страх проходит, когда увидишь, насколько красивый открывается вид с крыши. Один раз увидишь – не забудешь никогда!

Эти слова можно услышать и от любителей любого другого экстрима: «Раз попробуешь – уже не забудешь! И обязательно захочешь это повторить!» Главное – помнить, что если рисковать слишком сильно, то следующего раза может и не быть…

 

справка «нв»

Под Петербургом крупных парашютных клубов четыре:

Сосновоборский аэроклуб – деревня Ломаха, аэропорт Куммолово;

Балтийский аэроклуб – Петербург, аэродром Ржевка;

Санкт-Петербургский аэроклуб – поселок Лисий Нос;

«Валькирия» – Рябовское шоссе, стр. 1/260.

За первый прыжок в них придется заплатить от 600 до 1000 рублей, за последующие цены обычно ниже. Полное же снаряжение для постоянных прыжков – рюкзак для парашюта, специальный костюм, защитные очки и все остальное – обойдется любителям минимум в пять-шесть тысяч рублей.

 

Другие экстремальные развлечения

Параглайдинг –  полеты на летательном аппарате без мотора, похожем на парашют. Его крыло движется вперед под воздействием силы тяжести. Продолжаться полет может ровно столько, сколько пилоту удается поймать восходящие потоки воздуха.

Кейвинг – люди преодолевают препятствия вроде колодцев, подводных рек, завалов и узких проходов.
Сандборд – езда на сноубордах по песчаным дюнам. На сноуборде не развить большую скорость, как и не потерять контроль над доской, а падать в песок не так больно, как на снег или лед.
Снуба – прогулки по морскому дну, закусив регулятор на конце шланга, через который непрерывно поступает воздух с поверхности, и прицепив к поясу балласт.

 


с миру по факту

Со скалы сняли экстремала с парашютом

В Крыму едва не закончился трагедией очередной прыжок бейсджампера из Киева. Трое любителей риска прыгали с парашютом со скалы в пещерном городе Бахчисарайского района Крыма, но одного из них отнесло ветром и забросило на другую скалу, высотой около 60 метров, с которой молодой экстремал не мог спуститься самостоятельно. Снимать его пришлось сотрудникам МЧС при помощи альпинистского снаряжения. К счастью, прыгун не пострадал.


Несбывшаяся мечта о Байкале

Автомеханик Свен Ридель из Германии получил этой зимой серьезные обморожения, когда попытался проехать по российской тайге на велосипеде. Он мечтал увидеть Байкал и решил доехать от него из Улан-Удэ, не испугавшись расстояния в 300 километров. Ночевать он собирался в палатке и был уверен, что его одежда и спальный мешок достаточно защитят его от сибирских морозов. Однако первая же ночь в палатке закончилась обморожением рук и ног. Ридель все же сумел сесть на велосипед и проехать небольшое расстояние, но затем слишком ослабел и вскоре понял, что не сможет двигаться дальше. Его подобрали на дороге и доставили в больницу ехавшие мимо жители Бурятии.


Кругосветка продолжается

Путешественник и велосипедист Владимир Лысенко начал свой путь вокруг земного шара больше трех лет назад и продолжает ехать к своей цели до сих пор. Свое кругосветное путешествие он разделил на семь этапов, каждый из которых решил преодолеть на велосипеде. В 2008 году он проехал от Владивостока до Ужгорода, в 2009-м пересек Перу и Эквадор, а в 2010-м – Аргентину и Чили. За январь и февраль 2011 года Лысенко уже проехал на велосипеде 4000 км по Австралии и 1600 – по Новой Зеландии.


По тайге на джипах

По тайге можно ездить еще и на джипах-внедорожниках. Путь длиной более пяти тысяч километров за одиннадцать дней проделали экстремалы из Польши. Девять путешественников выехали из города Торунь на трех машинах, добрались до Сосногорска, а затем двинулись в Воркуту через леса, по абсолютному бездорожью. Путешествие было сложным, но прошло благополучно, и на одиннадцатый день пути польских экстремалов уже принимал у себя мэр Воркуты. Все участники этого автопробега – опытные путешественники, двое из них не так давно проехали на джипах по Сенегалу.


Пешком по вулканам

В начале марта началась кругосветная экспедиция «Огненное кольцо Земли». Ее участники – шесть опытных путешественников и спортивных туристов из России – планируют за 900 дней совершить восхождения на 70 самых высоких вулканов Земли, расположенных на пяти континентах. При этом будут выполнены различные научные наблюдения за спящими и действующими вулканами, а кроме того, разработаны практические методики выживания и спасения людей в сейсмически активных зонах. Руководитель экспедиции – чемпион России по спортивному туризму Константин Мержоев из Краснодара. Путешественники начали свой путь с самой западной точки Северной Америки – мыса Принца Уэльского в Беринговом проливе. Дальше их маршрут пройдет по всем материкам и по вулканическим островам Тихого океана. Завершить «обход вулканов» планируется посещением Курильских островов и Сахалина. Одним из важных и интересных объектов исследований экспедиции станет действующий вулкан Маунт-Бейкер, расположенный на границе Канады и США. Восхождение путешественников на его вершину будет первым в истории.

 

Татьяна Алексеева. Фото Андрея Чепакина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+3
Облачно
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь