Прощай, Ласточка!
«НВ» подводит итоги первого года работы федеральной программы утилизации старых автомобилей
Напомним, условия программы «Деньги в обмен на автохлам» просты: сдаешь свою машину, возраст которой больше десяти лет, и получаешь 50-тысячный сертификат на покупку нового авто отечественной сборки. Но все легко лишь на словах. Корреспонденты «НВ» не раз общались с участниками федерального эксперимента и убеждались: на деле автовладельцы заключали договор с автодилером на покупку новой машины, но потом месяцами ждали ее со склада. Возможно, поэтому надежды чиновников не совсем оправдались – городские власти планировали, что Петербург за этот год избавится от 40 тысяч единиц хлама на колесах, но удалось утилизировать лишь чуть больше половины от этого количества.
Запущенная с такой помпой программа на первых порах страшно буксовала. Помимо нехватки машин на складе не обошлось без трудностей с документооборотом.
– Доходило до того, что мы отправляли свидетельства об утилизации почтой, хотя должны были делать это через интернет, – пояснил директор компании – дилера АвтоВАЗа Алексей Румянцев. – Конечно, пока документ возвращался к нам, проходили недели, потому мы задерживали выдачу свидетельств, а значит, и продажу новой машины.
Автодилеры сегодня честно признаются, что с самого начала ни они, ни производители машин не были готовы к ажиотажу вокруг эксперимента. Любопытно, что, хотя официально программа стартовала 8 марта 2010 года, заявки на утилизацию в дилерский центр горожане подавали еще в середине февраля. Любой владелец старого авто мог зайти на сайт одного из автосалонов, указанных на сайте Минпромторга, и заявить о своем участии в программе. Так, за неделю до начала программы по городу было заключено уже более 90 договоров об участии в программе, а заявок подано в два раза больше.
– Интересно, что в утиль автомобили сдавали в основном пенсионеры, которые с большим трудом прощались с любимыми машинами, – рассказал директор одного из дилерских центров Валерий Шеромов.
За год в России было утилизировано около 400 тысяч автомобилей. Неоспоримый плюс программы – уменьшение количества старых машин во дворах и на улицах северной столицы. Это признают в районных администрациях Петербурга, которые призваны отслеживать старые машины.
– В Петербурге было утилизировано около 27 тысяч автомобилей при имеющихся в городе 100 тысячах старых автомобилей в год, – рассказала корреспонденту «НВ» официальный представитель Управления по обращению с отходами производства и потребления Петербурга Наталья Реммер. – Поэтому, на мой взгляд, результат хороший.
Правда, по мнению чиновников, в программе по-прежнему существуют несколько моментов, которые нуждаются в доработке.
– До сих пор не решен вопрос с утилизацией автокомпонентов – резиновых шин, триплекса, пластика, – пояснила Наталья Реммер. – Необходимо введение принципа ответственности производителя за утилизацию старой машины.
Ни для кого не секрет, что программа утилизации автохлама выгодна в первую очередь для крупнейшего российского автопроизводителя АвтоВАЗа. И результат налицо: по словам экспертов, благодаря программе российский авторынок уже начал восстанавливаться – в прошлом году продажи выросли более чем на 30 процентов.
прямая речь
Кирилл Смирнов, официальный представитель администрации Фрунзенского района:
– Количество старых автомобилей в районе уменьшилось, но боюсь, что это не связано с программой утилизации. Просто районные власти проводят массу мероприятий, чтобы избавиться от старых авто. Участковые совместно с муниципалами активно борются с бэушными авто во дворах и на улице. Проводятся постоянные рейды. Число «ведер с гайками» уменьшилось, но насколько это связано с программой – большой вопрос.
Сергей Ганичев, заместитель директора по развитию ЗАО «Авантек»:
– Нас, как переработчиков, возмутило то, что, вопреки предварительной схеме программы, Минпромторг присвоил дилерам право на перевозку старого авто. Из-за этого мы недополучили определенное количество средств. Транспортировка старых авто стоит от 1,5 до 5 тысяч рублей. На ходу не получили ни одной машины, сами двигаться не могли, так как снимали их с учета. Поэтому было бы намного проще, если бы автовладелец общался с нами напрямую и сертификат на утилизацию выдавали мы сами. Словом, на мой взгляд, организаторы программы искусственно усложнили и удлинили цепочку. Из плюсов хочу отметить то, что программа избавляет от старых авто. То, что за год убрали больше 20 тысяч старых машин, – это здорово! Для нас большой плюс в том, что благодаря программе завод увеличил загрузку. Программа позволила получить дополнительные рабочие места и поднять зарплату сотрудникам. Конечно, программа так и не решила проблему рециклинга: по-прежнему не налажена переработка автопокрышек, стекла, пластмассы. А они составляют 25 процентов от веса авто. И их ликвидация требует затрат. Безусловно, подобные программы нужны. Этот эксперимент показал, что они эффективны. Утилизаторы точно не остались в проигрыше. На сегодня новых сертификатов нам не поступало, вот уже вторую неделю мы работаем по старым.
Михаил Шевельков, автодилер ЗАО «Аларм-моторс»:
– Как показал год, программа оказалась нужна. Плюсы ее в том, что государство поддерживает интересы не конкретного автозавода, а тех клиентов, которые выбирают отечественное производство. То есть покупатель волен выбирать «Ладу», «форд» или «шевроле». Конечно, наиболее популярными оказались «Лада» и «рено», но это объяснимо их ценой. Если «Жигули» стоят 300–350 тысяч рублей, то «форд» – 600 тысяч. Как показала практика, иномарку выбирали те, кто ездил на иномарке и до этого. Были трудности с возвратом денег от государства. Ведь деньги по сертификатам нам возмещались только после того, как мы представляли все документы. Например, деньги за транспортировку нам вернули только через полгода после подачи документов. Сейчас пока сертификатов действительно нет. Но теоретически 10–15 тысяч могут появиться после того, как Минпромторг произведет ревизию выписанных сертификатов. Конечно, все говорят, что данная программа направлена на поддержку отечественного автопрома. Но наши продажи благодаря программе также весьма возросли. Автомобили, проданные по сертификатам, составили почти половину от нашего общего объема продаж.
тем временем…
Два этапа, возможен третий
Изначально планировалось, что программа продлится с 8 марта до 1 ноября 2010 года. На эти цели федеральное правительство выделило 11 миллиардов рублей, на которые по ваучеру должны были продать 200 тысяч автомобилей. Однако программа вызвала живой интерес среди автовладельцев, и 50-тысячные сертификаты закончились досрочно – в июне 2010 года. Тогда Минпромторг принял решение о продлении программы до мая 2011 года. Из государственной казны на эти цели выделили еще 11 миллиардов рублей на 200 тысяч автомобилей. На сегодня, по данным Управления по обращению с отходами производства и потребления Петербурга, осталось лишь несколько тысяч сертификатов. А на днях выяснил ось, что программу утилизации старых автомашин могут снова продлить. Правда, на это госбюджет планирует выделить дополнительно сумму вдвое меньшую – порядка 5 миллиардов рублей, которой хватит на покупку еще 100 тысяч автомобилей. Хотя, по мнению федерального правительства, продление программы утилизации старых автомобилей – дело непринципиальное.
Софья Прокошева