10 миллиардов – не деньги?
Астрономическая задолженность жилищных организаций Петербурга за тепло и горячую воду почему-то никого не волнует
Финансово-тепловой кризис в Петербурге разрастается. В марте поставлен новый рекорд: долги коммерческих и жилищных организаций за тепло и горячую воду перед ГУП «ТЭК СПб» выросли по сравнению с предыдущим месяцем на 700 миллионов рублей и достигли 7,029 миллиарда. Долги перед «Теплосетями Санкт-Петербурга» выросли на сопоставимую сумму – 766 миллионов рублей – и также превысили 7 миллиардов. Итого на круг – 14 миллиардов. Такого в истории города еще не было. Но самое удивительное, что никого – ни жилищников, ни тепловых монополистов, ни органы власти – эта ситуация, похоже, не беспокоит. Жилищные конторы отлично знают, что прокуратура фактически запретила отключать в многоквартирных домах горячую воду (а тепло в период отопительного сезона и раньше нельзя было отключать). Поставщики тепла, вероятно, надеются покрыть убытки, добившись нового повышения тарифов, – так что рост задолженности им даже с руки. Ну а городские власти с полным правом могут взирать на этот кризис со стороны: все эти жилкомсервисы, управляющие компании и ТСЖ – частные компании, которые сами должны решать свои проблемы.
Самые злостные неплательщики – именно жилищные организации: из общей суммы долга в 14 миллиардов на долю жилищников приходится 10. На сайтах ГУП «ТЭК СПб» и «Теплосетей Санкт-Петербурга» опубликованы списки закоренелых должников, многие из которых не платят за энергоресурсы годами. Таковые имеются во всех районах города. ТСЖ имеют долги в миллионы и десятки миллионов рублей, а жилкомсервисы, управляющие десятками домов, – в сотни.
Первый вопрос: почему должники не боятся санкций? Зимой замораживать людей нельзя, но весной и летом энерго-снабжающие организации могли бы воспользоваться своим правом и оставить без горячей воды половину города. Но делать этого энергетические компании не будут.
– Согласно статье 546 Гражданского кодекса и постановлению правительства РФ № 1 от 5 января 1998 года «О порядке прекращения или ограничения подачи тепловой энергии» с концом отопительного сезона мы можем отключить дом с круглой суммой долга от горячей воды, – пояснил официальный представитель ГУП «ТЭК СПб» Александр Лопатовский. – В прошлом и позапрошлом годах в нескольких районах города мы не поставляли эту услугу целым домам, тогда председатели ТСЖ оплачивали долг в течение месяца. Но в этом году применять эту крайнюю меру нам запретила прокуратура.
Дело в том, что юристы считают отключения от услуг жильцов – добросовестных плательщиков незаконными.
– В законе четко прописано, что от услуг нельзя отключать целые дома, – рассказал корреспонденту «НВ» юрист Сергей Воронцов. – А вот повлиять на ситуацию жилец, который честно платит квартплату, может. Для этого ему нужно сходить в ТСЖ или ЖСК и попросить список квартир-должников, посчитать реальную сумму долга. И если окажется, что дело не в должниках, то нужно трясти жилищную организацию. Составить из жильцов комиссию, выяснить расходы компании, устроить сверку расчетов с подрядчиками. Дальше в зависимости от результатов принять решение общим собранием жильцов.
А в комиссии по недвижимости городского Общества по защите прав потребителей корреспонденту «НВ» пояснили, что монополист все же имеет право ограничивать подачу услуг, но не отключать их совсем.
– Поставщик должен составить график, например, в какие дни или часы в доме не будет горячей воды, – пояснил председатель комиссии по недвижимости Юрий Грудин. – Отключить от воды весь дом, скажем, на две недели он не имеет права. А жильцы, в свою очередь, должны со своей жилищной организации требовать перерасчет за непотребленные услуги в дни отключения.
А вот на второй вопрос – куда все же уходят деньги, которые лукавые ТСЖ и жилкомсервисы получают от законопослушных граждан, коих большинство, где большая часть вышеуказанных 10 миллиардов рублей – ответа нет. Не исключено, что часть их уже в офшорах, как и те 25 миллиардов рублей, которые, по данным Контрольного управления президента РФ, были выкачаны из сферы ЖКХ в Центральном федеральном округе.
Есть и третий вопрос: как поставщики тепла допустили такой рост задолженности, почему они вовремя не обращались с исками в суды? Ведь механизм, казалось бы, очень простой: поставщик подает в суд, к примеру, на ТСЖ, ТСЖ – на жильцов-должников. Когда у гражданина могут за долги отобрать квартиры, он, как правило, тут же рассчитывается. В ином случае квартира реально выставляется на торги, из вырученной суммы гасится долг. Но на практике этот механизм не работает. Монополисты говорят, что бороться с должниками через суд бесполезно. По словам Александра Лопатовского, в прошлом году ГУП «ТЭК СПб» подал на должников в суд 800 (!) исков.
– В 99 процентах случаев суд признал нашу правоту, – продолжил представитель ГУП «ТЭК СПб». – Но судебные дела достаточно длительны и неэффективны. Редко кто из жилищников платит по исполнительному листу сразу, а взыскать деньги по решению суда в большинстве случаев попросту не получается – счета ТСЖ зачастую пусты.
В общем, спасибо жилищной реформе, которая породила никому не подконтрольные жилищные организации, которые собирают деньги за тепло и горячую воду в свою пользу. И, повторим, никого это не волнует. Жильцов защищает закон. Для монополистов 10 миллиардов, если разложить их на всех жителей города, это долг всего лишь в 2 тысячи 174 рубля с человека – если с будущего года накинуть тариф на 200 рублей в месяц, потери окупятся. Ну а чиновники, как уже было сказано, вообще в стороне. Так что бороться с долговым кризисом никто пока не спешит.
Софья Прокошева. Рисунок Ольги Быстровой