Кто ответит за пострадавших в «ничейном» тоннеле?
В Капитолово уже много лет не могут отремонтировать находящийся в аварийном состоянии подземный переход. Между тем люди продолжают калечиться в нем
Крутые обледеневшие ступеньки резко уходят вниз, в пугающую темноту глубокого тоннеля. Местами льда на них так много, что они больше похожи на ледяную горку, чем на лестницу. Деревянные поручни, за которые можно было бы держаться, спускаясь по этим скользким ступеням, в некоторых местах оторваны, так что человеку, решившемуся по ним пройти, остается только хвататься за гладкую стену – или проявлять чудеса эквилибристики вообще без опоры.
Тех, кто сумеет благополучно спуститься вниз, ждет новое испытание – пройти сотню метров в полной темноте, зимой по скользкому льду, а летом по глубоким лужам. Кое-где, правда, в тоннеле лежат полусгнившие доски, которые должны были бы облегчить переход, на самом деле делают его еще опаснее. В темноте не видно, где обрывается один настил и начинается другой, поэтому легко можно споткнуться и приземлиться в грязную лужу. Если же человеку удастся преодолеть и эту часть пути, то впереди его будет ждать еще один этап – подъем по такой же крутой и скользкой лестнице без поручней.
Это не аттракцион для любителей экстрима – это самый обычный подземный переход под железной дорогой на станции Капитолово в Ленинградской области. Причем выглядит он так уже больше шести лет. Света в нем нет, старые ступеньки крошатся от времени, намерзший на них лед никто не скалывает. Несколько раз воспользовавшиеся им люди падали со ступенек и получали серьезные травмы – переломы, вывихи. А уж более «счастливые» падения, когда жертва подземного перехода отделывалась только ушибами, никто и вовсе не считал, так часто это здесь случается. Бывало, что упавший в переходе пожилой человек не мог подняться сам и был вынужден часами ждать другого прохожего, который помог бы ему, – днем, когда большинство местных жителей уже прошли через тоннель на работу, там обычно не слишком людно.
Местные жители, конечно, уже приспособились к тому, чтобы свести риск падения к минимуму. Большинство из них ходят с карманными фонариками, освещая себе путь, многие договариваются о встрече у тоннеля и спускаются в него вместе, вдвоем или небольшими группами, держась за руки, готовые в любую минуту подхватить падающего товарища и не дать ему скатиться по ступенькам вниз. Однако всем понятно, что это не выход и что хотя бы изредка кому-нибудь приходится ходить через тоннель в одиночку и без света. А не пользоваться этим переходом никакой возможности нет: в другом месте железную дорогу там не пересечь. Многие из них каждый день ходят этим путем на работу – на опытный завод Российского научного центра «Прикладная химия». Разумеется, терпеть это безобразие молча за несколько лет надоело всем, и сотрудники завода уже давно активно пытаются исправить сложившуюся ситуацию. Но пока, к сожалению, безуспешно.
– Мы жалуемся в ОАО «Российские железные дороги» уже пять с лишним лет, – рассказал председатель профкома этого завода Анатолий Баринов. – Но у них на все наши претензии всегда один ответ: «Это не наше дело, мы не несем ответственности за этот тоннель». В последнее время они вообще стали нам отвечать формальными отписками или даже не отвечать совсем. Мы несколько раз обращались в комитет по транспорту, но оттуда нам отвечали, что приносят извинения за временные неудобства. А то, что длятся эти «временные неудобства» уже лет шесть или семь, никого не волнует! Теперь вот обратились в Общественную приемную БМГ – надеемся, что дело сдвинется с мертвой точки. Ждем…
У «Российских железных дорог» своя правда: их руководство на все просьбы привести тоннель в порядок утверждает, что это не входит в их обязанности. Кто и когда строил этот подземный переход, неизвестно, никаких документов, по которым он относился бы к РЖД, нет и никогда не было. А значит, и благоустраивать его РЖД не обязаны.
– Если РЖД не имеют к тоннелю отношения, им надо его закрыть, замуровать и сделать так, чтобы у людей была нормальная, безопасная возможность переходить через рельсы в другом месте. Это не так уж сложно и не потребует больших финансовых затрат – достаточно построить надземный деревянный переход над железнодорожными путями. Конечно, такие переходы тоже не полностью безопасны, но по сравнению с тем ужасом, который творится в тоннеле, это был бы очень даже неплохой вариант, – говорит Анатолий Степанович.
Этой зимой «Российские железные дороги» все-таки попытались кое в чем помочь работникам завода, по словам их сотрудников, «исключительно по доброте душевной». Они сделали настилы из досок внутри тоннеля, чтобы людям не нужно было ходить по льду или по лужам. Однако лучше от этого не стало: досок хватило только на половину перехода, а потом часть из них еще и растащили сами жители Капитолово. В результате путь под железнодорожной полосой сделался еще труднее и рискованнее, спотыкающихся о неровные доски и получающих травмы стало еще больше.
– Да, мы там постоянно спотыкаемся, падаем, в грязи вываливаемся! – жалуются заводские сотрудники. – Особенно сейчас, когда все таять начинает, но и льда еще много. Ступаешь на скользкую лестницу, скатываешься по ней вниз, пересчитываешь собой ступеньки, а под конец еще и приземляешься в глубокую лужу! А потом идешь в таком виде на работу, пугать своих коллег!
Прекращать борьбу Анатолий Баринов и его сотрудники не собираются, хотя в быстрое разрешение этой проблемы уже не верят. Но и оставлять все как есть, по их мнению, нельзя. А пока инстанции разбираются, кто должен отвечать за ремонт тоннеля и выделять на него деньги, сам тоннель по-прежнему остается все в том же жутком виде и спускающихся в него людей каждый раз ждет опасный «квест».
Татьяна Алексеева. Фото Андрея Малашкевича