«Меня называли врагом народа»
Первый из вечеров цикла «Балтийские встречи» в Baltic Dialogue house на Каменноостровском проспекте, 67, открыл легендарный прибалтийский актер Регимантас Адомайтис.
Так уж совпало, что в эти дни он был в Петербурге, поскольку играл в чеховской «Чайке» на сцене театра «Балтийский дом» и вот нашел время заглянуть в медиацентр. Интерес к личности актера, полюбившегося российскому зрителю по фильмам «Никто не хотел умирать», «Король Лир», «Трест, который лопнул», «Зеленый фургон», «Это сладкое слово – cвобода», «Богач, бедняк…», «Из жизни отдыхающих», по-прежнему высок. Правда, с конца 1990-х Регимантас редко снимается в кино, продолжает играть на сцене Литовского национального театра, а свободное время проводит в своем загородном доме недалеко от Вильнюса как обычный дачник, разводя пчел и ухаживая за садом. Поэтому появление актера в роли Дорна на сцене «Балтийского дома» вызвало нешуточный интерес. Во всяком случае, зал медиацентра БМГ был полон. Немного уставший, но по-прежнему харизматичный Регимантас извинился, что пришел не в галстуке, поскольку думал, что в зале будут два-три человека.
В свои 74 года самый элегантный из советских актеров, покоривший зрительниц в ролях «надежных мужиков» и гангстеров, еще в неплохой форме. А секрет прост: по утрам полчаса асан – физзарядки по системе йогов, и день удался! Ведь жить спокойной жизнью пенсионера хоть и заманчиво, да накладно, пенсии едва на выплату квартплаты хватает. «А кушать-то хочется!» – с улыбкой признается актер. Вот и подписывается на различные театральные проекты.
И в Петербург мотается раз в месяц-полтора, что утомительно. Но «Чайка» режиссера Йонаса Вайткуса, по его признанию, – неожиданная, спорная и очень современная, кроме того, партнер по спектаклю его старый друг Юозас Будрайтис. Однако актер признался, что дался ему этот проект не легко: недели две назад после спектакля он не мог встать, вызвали «скорую», оказалось, давление упало. А его друг и коллега Юозас Будрайтис и вовсе в день премьерного спектакля попал в клинику, стало плохо с сердцем. Месяц спустя Будрайтис, подлечившись, сыграл-таки в «Чайке». По мнению Адомайтиса, его друг не сумел справиться с «боязнью сцены», вследствие чего организм дал сбой. «Юозас не театральный актер. Он окончил юридический факультет университета, но играет так, что я просто завидую! Такой оригинал, что на него интересно смотреть! У него нюх на роль», – неожиданно воскликнул Адомайтис.
Вместе с тем гость «Балтийских встреч» уверен, что актер не может не волноваться перед выходом на сцену и если он абсолютно спокоен, то ему пора уходить, поскольку он уже не сможет передавать волнение своему герою. Сам Регимантас давно уже не испытывает чувства волнения, и это его сильно пугает. «Я бы сейчас уже не сыграл те роли, которые мне удавались раньше. Нет той абсолютной веры в то, что ты делаешь. Смотришь на все критично. А если начинаешь задумываться о том, какой смысл имеет то, что ты делаешь в профессии, то пора уходить. Конечно, с возрастом появляется мастерство, но это мертвая материя. Актер должен оставаться чистым листом бумаги, чтобы душа могла на нем рисовать. Но я по-прежнему выхожу на сцену, потому что кушать хочется», – с горечью признался актер.
Он сидел на некоем возвышении наподобие театральных подмостков, говорил, порой мучительно подбирая слова, от волнения жестикулировал, поднимался со своего кресла. Ведущий – PR-директор БМГ Владимир Кузнецов – не прерывал актера. Фоном к разговору на огромном видеоэкране проплывали фотографии из спектакля «Чайка». Обстановка, интерес зала располагали к доверительному разговору. И это был не просто театр одного актера. Это была исповедь!
– Мы жили в очень лживых отношениях. Газеты писали одно, в жизни было другое, и то желание жить во лжи оказывается в нас неистребимо и сейчас, когда говорить правду никто не запрещает, – возмущается актер.
Он посетовал, что журналисты в одном из петербургских изданий исковеркали его слова, заявили о ностальгии артиста по Советскому Союзу. На самом же деле актер тоскует по молодости, по свежему восприятию искусства. «Как я завидовал актерам, когда был студентом физфака!» – признается Адомайтис, он и до сих пор считает лучшей свою самую первую роль в фильме «Никто не хотел умирать». Там у его героя правды не было и некуда было девать свою душевную пустоту. Несовпадение внешнего и внутреннего в его героях и стали главной темой творчества Регимантаса Адомайтиса.
Что же касается развала СССР, то в то время перемен Регимантас поддавался на уговоры коллег занять ту или иную должность, ведь они знали, он ответственный человек, не подведет. Его избрали председателем Театрального союза Литвы. Должность тяготила, но его отставку не принимали. «Я агитировал оставаться в общей конфедерации всех союзов: России, Белоруссии, Грузии и других. Что только не писали обо мне. Меня даже называли врагом народа. И вот только тогда мою отставку наконец-то приняли. Я был рад, что сбежал из кресла председателя. Политика мне чужда. Многие партии сегодня уговаривают меня примкнуть к ним, я отказываюсь. Люди искусства не должны принимать чью-либо сторону. Твоя голова, мышление должны быть свободны», – считает господин Адомайтис. Правда для него всегда была смыслом профессии, смыслом жизни.
А вот на вопрос журналиста «НВ», что же такое счастье, известный актер ответил сразу – любимая работа, которая дарит моменты вдохновения. Из-за этих моментов и идем в театр в надежде испытать подъем духа. Но однажды актер испытал настоящее счастье:
– Как-то в 1990-е в разгар кризиса я снимался зимой в Армении, где тогда не было ни электричества, ни отопления. Стоял жуткий мороз. Съемки затянулись, а в гостинице даже чаю не попить. Я ложился спать в валенках, накрывался всем тряпьем, которое можно было найти, вплоть до занавесок. А когда съемки закончились, мы просидели двое суток в холодном аэропорту, ожидая самолета. Сели в Минске. Снег, метель. Холодный автобус. Холодный поезд до Вильнюса. И снова снег, холод, лед. Открываю дверь квартиры: светло, тепло, в кране – вода, и не только холодная, но и горячая. Вот это счастье!
Вторая составляющая счастья – семья. У известного актера трое сыновей-богатырей и ни один не пошел по папиным стопам.
– Младший Миндаугас с детства попал в долларовый капкан. Играл с дворовыми ребятами на деньги, наделал долгов. Пришлось мне весь гонорар, с таким трудом заработанный в Армении, отдавать за его долги. Он очень хотел стать мужиком: сорить деньгами, угощать. В итоге еле окончил 9 классов и подался в автослесари. Зато сегодня держит автомастерскую и даже подарил мне отличную машину – «вольво». Случись что, именно младший сын – моя палка в старости, – признается Регимантас.
Старший сын Витаутас стал успешным ученым-экономистом. Средний сын Гедиминас поначалу взялся продолжать династию, окончил театральное училище, но от предложения поехать в провинциальный театр отказался. Отправился в Лондон в надежде найти себя в кино, однако оказался невостребованным. Теперь перебивается случайными заработками на стройке, но возвращаться не хочет. Ему там удобно. «Современное поколение артистов все хотят сразу звездами стать. Проглотил микрофон, обнажил ноги, еще как-то покривился – и все, «звезда»! Я не завидую, но общий уровень критерия оценок снижается. И уже не знаешь, где поддельное искусство, а где настоящее. И в то же время вы посмотрите, сколько платят актерам театра? Это же слезы какие-то», – с горечью сказал Регимантас. Он признался, что последнее время редко ходит в театр, – «интерес пропал».
Полтора часа продолжался разговор в Балтийском медиацентре. А затем актер вместе с журналистами и поклонниками перешли в уютную гостиную, где за чашкой чая продолжили беседу. Регимантас, узнав о том, что он стал первым гостем, приглашенным для цикла передач «Балтийские встречи» в Балтийском медиацентре, пожелал хозяевам площадки побольше интересных вечеров с известными людьми. Весной в цикле творческих вечеров «Балтийские встречи» примут участие Юозас Будрайтис, Петер Штайн и многие другие. А совсем скоро вниманию петербуржцев будет представлен уникальный проект с Раймондом Паулсом.
Лидия Березнякова