Футбол, которого не было. И не будет
Вчера за нарушение пункта регламента, который по замыслу футбольных чиновников должен способствовать появлению молодых игроков для сборной страны, «Зениту» засчитали поражение в матче с ЦСКА. Но как это поможет нашему футболу?
Спору нет: регламент нарушен, санкции за подобное нарушение прописаны хотя и как-то втихомолку, но четко – так что вчерашнее решение Контрольно-дисциплинарного комитета (КДК) засчитать «Зениту» так называемое техническое поражение со счетом 0:3 оспорить трудно. Да и в «Зените», к чести питерского клуба, его никто оспаривать даже не пытался. Вот только еще труднее разделить то плохо скрываемое ликование, с которым некоторые отреагировали на всю эту историю: мол, ура – в нашем футболе наконец-то воцарилась буква закона и интересы этого нашего футбола теперь никому попирать не позволим!
...Напомним вкратце суть инцидента. Не так давно придумали правило: среди 18 футболистов, внесенных в заявку на матч премьер-лиги, должен быть как минимум один молодой российский игрок (в этом сезоне – не старше 1990 года рождения). В заявке «Зенита» на воскресный матч с ЦСКА такового не оказалось. В питерском клубе об этом правиле знали. Не знали только о том, что в нынешнем сезоне в качестве наказания за нарушение данного пункта регламента к денежному штрафу в 200 тысяч рублей добавили еще и техническое поражение.
Об этой новинке все узнали уже после матча – и получилось, что футболисты двух лучших клубов России играли зря, что десятки тысяч болельщиков зря переживали, и вообще футбола, которому в нашей стране уделяется столько внимания и средств, считай что и не было.
И вот определенная часть российского футбольного бомонда ликует: опостылевший своими победами «Зенит» наказан по заслугам (дескать, нечего футболистов толпами покупать), закон торжествует (несмотря на всех этих «питерских» во власти), и теперь все будут знать, каково это – не заботиться о будущем российского футбола, об интересах национальной сборной!
В интересах национальной сборной у нас, в самом деле, пытаются делать много. Главным образом речь идет о лимите на легионеров: не более 6 из 11 футболистов, находящихся на поле. Получается как минимум по пять россиян для сборной в стартовом составе каждой команды? Увы, не совсем так. Даже в этом законе есть существенная несуразность: россиянином считается не тот футболист, который теоретически может или сможет выступать за сборную России (например, любому бразильцу, не заигранному за свою сборную, могут в перспективе дать российское гражданство – и выступай себе за Россию), а тот, который просто имеет российский паспорт (даже если он всю жизнь играет за сборную Молдавии – в футбольном мире такое возможно).
А уж если говорить о пункте регламента, который нарушил «Зенит», то здесь и вовсе нелепость на нелепости.
Первое. «Доморощенный футболист» (так официально называется игрок с российским паспортом не старше 1990 года рождения – в этом сезоне) может вовсе не выходить на поле. И вообще на самом деле быть хоть хоккеистом, хоть трубочистом. Но в протоколе числиться должен. Как верно заметил на страницах «НВ» экс-форвард сборной России Александр Панов, «если подходить так формально, то давайте у метро наберем ребят – пусть сидят в запасе, ковыряют в носу и смотрят футбол». Другое дело, если бы как минимум один «доморощенный футболист» должен был бы выйти на поле. Такого «у метро» не наберешь. Впрочем, как раз у «Зенита» особых проблем тут не возникло бы – когда на старте сезона на команду обрушилась эпидемия травм, молодой Чеминава вышел в стартовом составе в матче с «Тереком» и картины не испортил. Но такую меру у нас считают слишком радикальной – не у всех же клубов есть свои Чеминавы…
Второе. Можно было бы внедрить такую норму: пусть «доморощенные футболисты» и не должны непременно играть, но в заявку таковых надо включить человека, например, три или четыре. При таком раскладе шансы молодых на то, чтобы выйти на замену, значительно увеличиваются. И подобной мерой «Зенит» тоже не напугаешь – в заявке на тот же матч с «Тереком» было три россиянина не старше 1990 года рождения (помимо Чеминавы это вышедший на замену Петров и оставшийся в запасе Матяш). И ничего – выиграли. Но и на эту меру большинство клубов премьер-лиги не согласятся – не у всех же есть свои Чеминавы, Петровы и Матяши…
И, наконец, третье. Если уж действительно думать о подготовке молодых футболистов, то понятие «доморощенный футболист» следует трактовать не так, как оно трактуется в нынешней редакции, а буквально: то есть игрок, «выращенный дома», в своем клубе, в своем городе или регионе. Иначе все протекционистские меры вроде нынешних будут приводить лишь к тому, что одни клубы будут скупать россиян у других, неадекватно завышая тем самым их стоимость. Но вот на такой шаг у нас уж точно никто не пойдет. Это в «Зените» с местными футболистами, несмотря ни на что, по-прежнему все в порядке. Назовите хотя бы один другой клуб (хоть в стране, хоть в Европе), в основе которого регулярно играли бы сразу пять (!) воспитанников местного (именно местного, а не национального) футбола, которые бы играли и за свою сборную. В «Зените» это Малафеев, Денисов, Кержаков, Ионов и Быстров. А ведь есть еще Аршавин и Ко – десятки питерских футболистов разбросаны по свету... Но что делать клубам премьер-лиги, у которых и школ-то своих толком нет? Сейчас они скупают россиян пачками – у того же «Зенита», например. А так придется сниматься с чемпионата? Кощунство какое-то! А может, только так и поднимется российский футбол?
…Так что дело не в одном очке, которого лишился «Зенит». Дело в качественном, хорошем футболе, которого, как получилось, не было в воскресенье на «Петровском». И во всем российском футболе, для которого вся эта история послужила неправильно выученным уроком: при таком подходе никаких молодых талантов для сборной у нас никогда не будет.
Ну а что касается вчерашнего решения КДК… Закон суров, но это закон, – говорили древние. Закон глуп, и это закон, – впору сказать сегодня.
Андрей Миронов, заместитель главного редактора «НВ»