Общество

К нам летит метеорит!

15 апреля

 

Астрономы Пулковской обсерватории знают, что на самом деле угрожает безопасности планеты Земля и как предотвратить конец света

Здесь люди работают не только ради науки, но и во имя безопасности нашей планеты.

В Главной (Пулковской) астрономической обсерватории (ГАО) существует целая лаборатория наблюдательной астрономии, которая изучает астероиды, сближающиеся с Землей (АЗС). Ее руководитель Александр Девяткин сразу развенчал миф о приближающемся конце света.

– Мы регулярно наблюдаем астероиды, и до 2029 года на близком к нам расстоянии ничего не пролетит, – рассказал ученый. – А вот 13 апреля 2029-го рядом с Землей пройдет огромный астероид Апофис. Сближение будет очень близким – около 70 тысяч километров. Все смогут наблюдать его без телескопов.

Ученые успокаивают: никакой угрозы он не представляет. Тем не менее они уже продумали, как можно предотвратить возможную катастрофу.

– Сейчас разрабатывается целевая научная программа по этому направлению. Если пойдет финансирование, у нас появятся новые, более мощные телескопы, а Росавиакосмос сможет запустить к Апофису космический аппарат для наблюдений, – продолжил Александр Девяткин. – В 2040-х годах этот астероид вновь будет сближаться с Землей, и, конечно, программа эта просто необходима.

Ученые также узнали, как спасти нашу планету от потенциально опасного астероида. Например, с ним можно столкнуть космический аппарат. Или применить так называемый гравитационный уход, то есть поменять орбиту космического спутника и заодно астероида. При больших размерах АСЗ справиться с ним поможет термоядерный взрыв.

Два года назад впервые в астрономической практике специалисты наблюдали астероид за 19 часов до его столкновения с Землей в районе Северного Судана – он тогда взорвался и не причинил никакого вреда.

На 22 марта 2011 года открыто 7827 астероидов, из них 1213 классифицированы как потенциально опасные астероиды. В мире их изучают более 700 обсерваторий. Наша Пулковская в рейтинге по числу наблюдений на 18-м месте и может, по словам ученых, даже стать одним из лидеров при увеличении финансирования. Особенно когда среди ученых есть молодежь.


Туманность Андромеды – невооруженным глазом

В здании 26-дюймового рефрактора прохладно – здесь находится главный телескоп Пулковской обсерватории. Все небо как на ладони!

– В пасмурную погоду он отдыхает – видимость плохая, – начал свой рассказ старший научный сотрудник ГАО Сергей Смирнов. – Сейчас астрономический климат ухудшился, полностью ясных ночей почти не стало. Поэтому очень помогает наш филиал под Кисловодском – там постоянно наблюдают Солнце, для исследований вполне подходящий климат.

По молодости Сергей Смирнов с «тогда еще хорошим зрением» из центра города невооруженным глазом мог увидеть туманность Андромеды. А сейчас, по его словам, и с Пулковских высот не всегда заметишь звезды. Слишком близко к ученому островку подошел город. Да и зрение после многолетней работы уже не то.

– Из-за многочасовых измерений на микроскопе посадил зрение. У нас тут почти все очкарики, – улыбнулся ученый.


У Петербурга своя «линза грязи»

Денег, выделяемых Академией наук, обсерватории хватает только на зарплаты сотрудников и коммунальные платежи. Правда, помогают федеральные целевые программы и всевозможные гранты.

– Нынешнее финансирование науки – это просто неприлично, – вздыхает Сергей Смирнов.

Пока бизнесменов в обсерватории знают только как потенциальных захватчиков их территории. Ученые уже устали отбиваться от желающих построить в парке жилые дома. Недавно Смольный, кроме денег на новый телескоп, пообещал более четко сформулировать правила застройки этой охранной зоны и этим защитить «звездочетов» от набегов инвесторов.

– Город растет, а вместе с ним и конденсация пыли, отходов, которые, конечно, мешают нашим исследованиям, – посетовал Сергей Смирнов.

Но тут же справедливо добавил: здесь дышится легче. Свой оазис ученые любят и ценят, с гордостью показывая «линзу грязи» над Петербургом. С Пулковских высот невооруженным глазом видна дымка, окутывающая город выхлопными газами.

– У нас ведь тут чистейший воздух! – не выдерживает вахтерша, включаясь в наш разговор. – Среди тех, кто тут живет, никто туберкулезом никогда не болел.


Струве наблюдает

Многие из «звездочетов» родились прямо в обсерватории, здесь ходили в ясли, которые уже не работают, здесь и остались навсегда.

– Мой папа с 1954 года трудился механиком в мастерских. Я не могла выбрать другое место работы, это было неизбежно, – вспомнила ученый секретарь обсерватории Татьяна Борисевич.

Когда-то она занималась радиоизлучением Солнца, а сейчас координирует всю научную работу обсерватории. Над ее рабочим столом висит портрет. Но не Дмитрия Медведева или Владимира Путина. За работой Татьяны Борисевич наблюдает первый директор обсерватории Василий Струве.

– Астрономические институты по стране занимаются узкими вопросами, а у нас представлены все направления, то есть мы многопрофильный институт, – с гордостью в голосе рассказала Татьяна Борисевич. – Самое главное, когда разные направления можно объединить. Например, наши астрометристы плотно сотрудничают с астрофизиками. Одна из интересных тем сейчас – это экзопланеты и планеты внесолнечных систем, подобные планетам нашей Солнечной системы. Лаборатория звездообразования профессора Гринина сотрудничает с институтом в Бонне – они регулярно туда ездят, проводят наблюдения.

Как ни странно, в разговоре нет привычных для науки разговоров о нехватке молодежи.

– Есть талантливые ребята, которых продолжает готовить СПбГУ. Физики к нам стали идти, сейчас у нас развиваются все направления астрономии.


Идите строго по меридиану!

Ежегодно на экскурсии в обсерваторию приходят около 15 тысяч любопытных. В центре музейного зала расположен местный, петербургский, «пуп земли» – через эту точку проводится пулковский меридиан. Многие горожане убеждены: он тянется ровно по Пулковскому шоссе и Московскому проспекту. Но, оказывается, ничего подобного! Экскурсовод Игорь Кондратенко объяснил, что эта ошибка прижилась в некоторых справочниках и туристических буклетах, а на самом деле меридиан идет немного правее шоссе.

– Если мы пойдем прямо по меридиану, то выйдем на Витебский вокзал, а потом через середину Троицкого моста к главной оранжерее Ботанического сада – от Академии наук к Академии наук.


Человек из солнечного отдела

Парк обсерватории открыт для всех петербуржцев. Но самые частые гости – это жители домов Пулковской обсерватории, где живут нынешние и бывшие сотрудники. На одной из парковых аллей корреспондент «НВ» познакомился с Ириной Юдиной, работавшей научным сотрудником не где-то, а в солнечном отделе.

– Я всю жизнь здесь и провела. Пришла сразу после оптического факультета ЛИТМО, так почти полвека и смотрела на звезды.

Ирине Юдиной есть что вспомнить: она принимала участие в поисках места для большого шестиметрового телескопа.

– Вам не надоело здесь гулять? Ведь вы тут, наверное, каждое дерево знаете? – поинтересовались мы.

– Знаю каждое, – улыбается Ирина Васильевна, – и не надоело. Тут же родные места.

Она гуляет здесь каждый день. По Пулковскому меридиану.

 

Егор Королев. Фото Юрия Гольденштейна
Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+3
Облачно
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь