Ни машины, ни покрышки!
Петербуржцы, гаражи которых были снесены без их ведома,вынуждены искать свои автомобили на стоянках и доказывать право на компенсацию ущерба в суде
В Общественную приемную Балтийской медиа-группы обратились владельцы (теперь уже бывшие) гаражей в Приморском и Выборгском районах. Жалобы у всех похожи друг на друга: без предупреждения снесен гараж… Вместе с ним пропал оставленный там автомобиль… Невозможно получить компенсацию за уничтоженное строение…
– У меня гараж снесли, пока я был в отпуске, – рассказал один из заявителей – Николай Евстифеев, член гаражного кооператива «Куйбышевиц» на Ситцевой улице. – Вернулся домой – и обнаружил вместо участка с гаражами пустую площадку, по которой ездят экскаваторы! Хорошо, что машину я там на время отпуска не оставил и новые колеса тоже оттуда забрал – как чувствовал! Теперь судимся, пытаемся получить компенсацию и новое место, где можно было бы ставить машину. Но ответчики в суд не являются, похоже, тянуться это дело будет еще долго.
Другим автовладельцам досталось еще больше: их машины во время сноса находились внутри гаражей и были эвакуированы из расчищенных зон в неизвестном направлении. Так случилось, например, с «Таврией» Евгения Шашукова, состоявшего в гаражном кооперативе «Парнас-3». Осенью он болел и долгое время не заглядывал в гараж, а когда сумел туда выбраться, не обнаружил на прежнем месте ни гаража, ни автомобиля. Все его попытки узнать, что случилось с машиной, и получить ее назад пока остаются безуспешными, не помог даже звонок в администрацию премьер-министра. Единственное, чего удалось добиться, – в милиции зафиксировали факт исчезновения машины, и теперь, если ее номер «засветится» в какой-нибудь аварии или другом преступлении, Евгений Алексеевич не должен будет за это отвечать. Однако для авто-владельца, лишившегося своего любимого «железного коня», это не слишком большое утешение.
С ВАЗом Алексея и Валентины Ильичевских произошла история еще более прискорбная. Прошлой осенью, оставив машину на месяц в гараже на Парнасе, они, вернувшись, обнаружили пустое место без каких-либо следов своего автомобиля. Супруги написали заявление в милицию об угоне машины, но в возбуждении уголовного дела им отказали. Зато сообщили, что автомобиль эвакуирован на другую стоянку, предназначенную для брошенных машин, с которой его можно забрать. Радость Ильичевских была преждевременной: на стоянке, куда их отправили, находился голый «скелет» любимой машины. С нее сняли и свинтили все: колеса и аккумулятор, магнитофон и колонки, стекла и зеркала, крышку от бензобака, сиденья…
– Нашему гаражному кооперативу никто о готовящемся сносе не сообщил, нас ни о чем не предупредили. Когда мы ставили машину в гараж, охрана ни словом не обмолвилась, все было, как всегда! – возмущается Валентина Ильичевская. – И сейчас до нас никому нет дела! Я обращалась к главе Выборгского района, два раза звонила в приемную Валентины Матвиенко – безрезультатно. Общественная приемная БМГ отправила наше заявление в прокуратуру Выборгского района – посмотрим, что нам там скажут…
Из прокуратуры дело Ильичевских возвращено на дополнительное расследование. Есть надежда, что оно все-таки даст результаты и автовладельцы смогут получить компенсацию за свою машину. Но пока Алексей и Валентина ждут и до сих пор продолжают выплачивать налог на свою автомашину. Чтобы перестать его платить, им надо снять автомобиль с учета в ГИБДД, а если они это сделают, то лишатся и без того маленького шанса добиться компенсации за все его украденные детали.
Впрочем, бывают и другие случаи, когда сносят гаражи, владельцы которых не продлили договор аренды территории. В этой ситуации закон ничем не может помочь автовладельцам: даже если они продолжали платить своим кооперативам за аренду, компенсация за уничтоженный гараж в таких случаях не предусмотрена. Если же снос произошел без уведомления и, тем более, если при этом пострадали или вообще пропали находившиеся в гаражах машины, выход один – обращаться в суд. Это не так уж безнадежно, как может показаться: пятеро жителей Приморского района, чьи гаражи были в числе снесенных на Ситцевой улице, сумели добиться компенсации: их иски удовлетворены.
Частных гаражей в Петербурге много – около 400 зон, в самых крупных из которых больше тысячи боксов, а в самых маленьких – по 100–200. Много таких зон расположено на окраинах города и в промышленных кварталах, но хватает их и во всех остальных районах: они строились в основном в конце 80-х годов прошлого века, без всякого учета городской планировки, не особо заботясь о том, чтобы эти постройки никому не мешали. Кое-где застроенные гаражами площадки становятся настоящими «злачными местами» – между рядами боксов собираются подозрительные компании, а добропорядочные жители окрестных домов обходят их стороной даже в дневное время. Да и чисто эстетически покрытые ржавчиной и облупившейся краской железные «коробки» выглядят слишком непрезентабельно. Однако для огромного числа петербуржцев это единственная возможность спрятать и защитить от угонщиков свой автомобиль.