«Вы счастливы – тридцатилетние?..»
Дениса Терентьева – постоянного автора «НВ» – читатели нашей газеты знают по его публицистическим эссе и журналистским расследованиям. Теперь любители литературы могут познакомиться с Терентьевым-романистом. Недавно в магазине «Буквоед» состоялась презентация его романа «Абонент вне сети» (АСТ, Полиграфиздат).
Секс и убийство – вот кирпичи и цемент, с помощью которых строится сегодня большинство высоко-, мало- и просто художественных произведений. В новом романе Дениса Терентьева есть и то и другое. Но ни секс, ни убийство не являются основой книги.
Да, фабула романа – расследование, которое ведет главный герой в связи с убийством друга. Однако фактически это всего лишь литературный прием, позволяющий автору рассказать о своем поколении. Точнее, о компании тридцатилетних женщин и мужчин, живущих в России середины нулевых годов нового столетия. Это поколение родившихся в середине 1970-х росло в умирающем, затем агонизирующем советском обществе, оно вступило в самостоятельную взрослую жизнь, когда старые устои социума уже валялись в руинах, но сквозь руины прорастал в основном только бурьян. Детство, отрочество и юность, совпавшие с нескончаемой чередой перемен, способных своей жестокостью, жадностью и цинизмом сломать не одну молодую душу. Но современное искусство до сих пор не подвергло это поколение по-настоящему серьезному творческому анализу. А ведь решение такой задачи диктуется не только любознательностью. Именно поколение тех, кто появился на свет в эпоху «расцвета застоя», уже теперь понемногу (а в иных случаях и помногу) принимает на себя ответственность за страну и ее будущее.
Опытный читатель найдет в романе отголоски многих когда-то знаковых произведений искусства. Например, романов Василия Аксенова «Коллеги» и Анатолия Гладилина «История одной компании», фильма Микеланджело Антониони «Профессия: репортер»… Кто кем стал в бывшей школьной или студенческой компании? Как справиться с собой, когда подступает возраст, подзуживающий бросить все и начать жизнь с чистого листа? И, главное, как сохранить в себе заложенные в раннем детстве чувства чести, порядочности, товарищеского долга?.. Эта сюжетно-тематическая перекличка вовсе не признак модного нынче постмодернизма. Она – одно из свидетельств того, что «Абонент вне сети» принадлежит к серьезной, настоящей литературе, которая не стесняется сюжетных аллюзий, ибо во главу угла ставит не голый сюжет, а игру писательского ума и образный, неповторимо свой язык. Все это не оставляет читателя равнодушным, вызывает искреннее сопереживание персонажам.
Да, «Абонент вне сети» о молодом поколении и адресован прежде всего именно молодым. Но это вовсе не значит, что людям постарше роман окажется неинтересен. Для добротной литературы все – в сети.
Сергей Ачильдиев