«Теперь я сама себе хозяйка!»
Корреспонденты «НВ» побывали в гостях у блокадников, которые, благодаря работе журналистов Балтийской медиа-группы, переехали в отдельные квартиры
Прошел почти год с тех пор, как ветераны должны были получить «президентское» жилье к юбилею Победы. Однако не все пожилые люди смогли въехать в свои законные квартиры. Родственники многих ветеранов до сих пор обивают пороги жилищных отделов районных администраций в надежде получить заветные метры. Журналисты БМГ помогли нуждающимся в жилье ветеранам, оказавшимся за бортом президентской программы. Жалобы на горячую линию «36 квадратных метров», которую с июля 2009 года проводит редакция газеты «Вечерний Петербург», поступают до сих пор. Вчера мы посетили две семьи ветеранов, обживающихся в новых квартирах, и собственными глазами увидели, насколько они комфортны.
Получить положенную законом новую 1-комнатную квартиру в доме № 14 по улице Маршала Захарова для жительницы блокадного Ленинграда Екатерины Куликовой – целый подвиг. И это несмотря на то, что 82-летняя старушка вот уже больше десяти лет вынуждена снимать со своей младшей дочкой комнату в коммуналке на улице Достоевского. Причиной того, что чиновники ее старательно отфутболивали, стало российское законодательство. Формально Екатерина Куликова прописана в трехкомнатной квартире в Красногвардейском районе вместе с семьей своей старшей дочери. Вот чиновники из жилищного отдела районной администрации и решили, что у блокадницы есть необходимый отдельный метраж и на новую квартиру она не имеет права. Наверное, эта ситуация так бы и не разрешилась, если бы дочь блокадницы не обратилась на горячую линию «Вечерки».
– Ведь никого не интересует то, что мы не можем жить с семьей старшей дочери по бытовым причинам, – посетовала Екатерина Петровна. – Вот мы и ютились в съемной комнате в коммуналке. Но, по правде говоря, от такой собачьей жизни безумно устали. С соседями отношения были отвратительные: готовили в комнате на плитке, так как на кухню было не выйти. Мыться же я ходила в баню за 78 рублей – в ванну не могла попасть. А теперь я сама себе хозяйка – моюсь и готовлю, когда хочу!
Екатерина Куликова не может сказать, достаточно ли в микрорайоне магазинов и аптек. Из-за проблем со здоровьем ветеран не выходит из дома. Зато теперь ей есть где разместить свою коллекцию детских кукол, которая включает более 100 экспонатов – от кукол военных лет до новомодных орущих пупсов. Правда, спит ветеран… на кухне на раскладушке – комнату занимает ее дочка. Но это Екатерина Куликова не считает проблемой и со слезами на глазах признается:
– Значит, не зря я работала девчонкой в блокаду токарем на заводе имени Козицкого и спала на земляных могилах у часовни Ксении Блаженной – хоть на старости лет свой угол имею, пусть и на кухне…
У второй семьи, которую мы посетили, нашлись другие проблемы. Просторная двухкомнатная квартира площадью около 70 квадратных метров на улице Нахимова досталась блокаднице Нине Мелешко с отвратительной отделкой. До этого ветеран с дочкой и 13-летней внучкой занимали две комнаты в коммуналке на Васильевском острове.
– Нам предложили два варианта: квартиру на 12 квадратных метров меньше в Приморском районе, но с хорошей отделкой, либо эту просторную, но со значительными недоделками, – рассказала дочка ветерана Ирина Мелешко. – Семь месяцев – с сентября 2010 года – вместе с юристами горячей линии мы боролись с районными администрациями. В итоге нам пришлось остановиться на этой квартире, иначе бы остались и вовсе ни с чем.
У членов семьи Нины Мелешко масса претензий: обои отходят, краны текут, плитка держится на честном слове, а часть окон не открывается. Все эти «маленькие недоделки», как выразился техник жилконторы, жильцам придется устранять самостоятельно. На предстоящие работы семья Мелешко смотрит мужественно, ведь главное – они больше не будут делить коммуналку с соседями, которые постоянно пускали в свою комнату гастарбайтеров.
Софья Прокошева, фото автора