Тете-психологу доверяйте, но проверяйте
Так ли безобидно тестирование детей в детских садах и младших классах?
– Мы сегодня рисовали картинки, а потом их собрали и отдали тете-психологу. А она нам сказала, что теперь будет лучше всех нас знать!
Это может услышать любой родитель маленького ребенка, забирая его из детского сада или школы. Кто-то из родителей пожмет плечами, не придав этому вообще никакого значения, кто-то недовольно поворчит, что руководству школ или садиков нечем больше заняться, как только проводить никому не нужные тесты. А потом про них благополучно забывают.
Но через несколько дней тестировавший ребенка психолог может неожиданно напомнить о себе. Ребенок вернется из школы со слезами на глазах и сообщит, что учитель, оглашая результаты тестов при всем классе, назвал его «недоразвитым», «не умеющим дружить» или «неспособным учиться». Или воспитатель детского сада начнет косо посматривать на забирающую ребенка маму и бурчать себе под нос, что о таких семьях надо сообщать в органы опеки и отбирать у них детей. А при откровенном разговоре признается: рисуночный тест показал психологу, что с ребенком дома жестоко обращаются или что он чувствует себя полностью заброшенным и никому не нужным. Узнав о таких случаях, некоторые родители резко выступают против любого психологического тестирования.
А любое тестирование или исследование несовершеннолетнего ребенка может проводиться только с согласия родителей. Правда, если в детском саду есть штатный психолог, то его программы включены в общий план мероприятий, проводимых с детьми, и в договоре, который подписывают родители, есть пункты, которые так или иначе это разрешают. То есть, подписывая договор, родители автоматически разрешают проведение штатным психологом тестов и исследований. Если их это не устраивает, надо самостоятельно подойти к психологу и написать отказ от проведения каких-либо тестов без их непосредственного согласия. Если же в саду нет штатного психолога, его руководство обязано заблаговременно известить родителей о планирующемся визите внештатного специалиста и запросить их согласие. Родители при этом имеют право отказаться. Также у них есть полное право доступа к любым результатам тестирования.
Кроме того, очень важно, как именно, при каких обстоятельствах проходило тестирование. Каждая методика имеет свою инструкцию – и тест необходимо проводить строго в соответствии с нею, иначе его результаты окажутся ошибочными.
– Любимые большинством дошкольных психологов рисуночные тесты – это индивидуальные, а не групповые методы исследования, – рассказала профессиональный психолог Мария Сурыгина. – Ребенок должен рисовать наедине с психологом, а тот должен не только изучать рисунок, но еще и слушать, что ребенок говорит во время рисования, как он сам интерпретирует изображение. Между тем рисуночные тесты часто проводятся в группе – это типичная и довольно грубая ошибка. Малыши очень подвержены влиянию извне, и, нечаянно услышав комментарий соседа, они невольно вносят эту информацию в свою работу. А это весьма ощутимо искажает картину исследования. Довольно часто на основе неправильно проведенных или неверно интерпретированных тестов детям ставят задержку развития, заставляя родителей сильно понервничать, пока они устанавливают правильный диагноз.
И это еще не самое страшное! Известен случай, когда психолог на основе рисуночного теста, проведенного, как потом выяснилось, с серьезными ошибками, «обнаружил» у девочки психологическую травму от пережитого сексуального насилия. Ребенок летом гостил в деревне у родственников, надолго остался без бдительного присмотра родителей, свободно гуляя по деревне и окрестностям, так что теоретически возможность получения такой травмы была.
– Можете представить себе состояние матери, которой компетентный специалист рассказывает такое? – вспоминает Мария Олеговна. – Но после правильно проведенных тестов, бесед и наблюдений за ребенком гипотеза, выдвинутая тем психологом, была развенчана. Вот только мама дошла до состояния, близкого к нервному срыву, и помощь понадобилась ей самой.
Мало кто из родителей знает, что некоторую часть психологического исследования имеет право провести и воспитатель, подробно проинструктированный штатным психологом. Однако никаких тестов, где требуется интерпретация, воспитатель проводить не может и не должен. Право узнать о результатах теста есть только у родителей. Это принцип конфиденциальности, который вообще необходимо соблюдать в любой психологической работе. Однако, к сожалению, очень часто именно этот принцип и нарушается.
При этом правильно проведенные тесты – это очень важный инструмент психологической диагностики малышей. Очень полезно грамотное тестирование старших дошкольников, определяющее их готовность к школе.
Необходимы тесты и для дифференциальной диагностики в спорных или пограничных случаях, когда есть подозрение на проблемы развития у ребенка.
Но к интерпретации тестов всегда нужно подходить индивидуально и рассматривать их только в совокупности с другими факторами.
Татьяна Минасян