Футбол с видом на пляж
Одна из трибун ростовского стадиона будет открытой, и болельщики смогут любоваться панорамой Дона
Окончательный список российских городов, которые примут футбольный ЧМ-18, еще не составлен, и в нем останется не 13, а всего 10 городов. Спортивные чиновники Ростовской области ждут оглашения «приговора» Российского футбольного союза, который будет озвучен в 2011 году, со сдержанным оптимизмом. В то, что столица Дона останется в списке, мало кто сомневается, так как у Ростова много географических и инфраструктурных преимуществ по сравнению с конкурентами из нестоличных городов.
Тем не менее работы над проектом нового стадиона вместимостью 42 тысячи зрителей еще не начались, а макет, попавший в заявочную книгу, можно назвать только красивой картинкой для выборщиков ФИФА. Пример Казани, например, говорит о том, что эскиз стадиона в заявочной книге и его реальный силуэт на стройплощадке могут отличаться весьма сильно.
…Министр спорта Ростовской области Валерий Вакула показывает мне макет, который даже в сыром, презентационном виде выделяется разомкнутой формой чаши. Сам же стадион построят в живописном месте на левом берегу Дона, в паре сотен метров от главной городской реки. Северная трибуна «Дон-Арены» располагается ближе всех к воде и будет в два раза ниже трех других. Архитекторы института «Моспроект-4», которые, кстати, недавно закончили перепроектирование футбольного стадиона на Крестовском острове, сделали высотный разрыв для того, чтобы болельщики верхних ярусов могли бы любоваться панорамой Дона. Но разный уровень спроектирован не только из-за этой изюминки. Ростов – город степной и ветреный, а открытая трибуна в знойную погоду позволит вентилировать и охлаждать арену и болельщиков.
– Место для стадиона выбрано идеально, – без ложной скромности говорит донской министр спорта. – Вот река, вот Ворошиловский мост, вот, через водную гладь, на горе, сам миллионный город. Левый берег давно стал сплошной рекреационной зоной, где запрещена не только промышленность, но и жилищное строительство – только пансионаты, базы отдыха и гребной канал. Воздух чистый, а до центра – всего 10 минут на машине. Мы показали панораму левого берега и участок под стадион российскому министру спорта Виталию Мутко и председателю заявочного комитета Алексею Сорокину не на фотографии или макете, а с крыши самого высокого и фешенебельного городского отеля «Дон-Плаза». Оба пришли в восторг.
…Спецкор «НВ» также поднялся на крышу 16-этажной «Плазы» и увидел за дальним берегом Дона ровное бескрайнее поле, разрезанное поперек гладью канала. Словом, строй, что хочется, места хватит. Кромку воды на противоположном берегу облепили десятки красивых коттеджей с затейливой архитектурой. Над акваторией доминировали два моста с высокими пролетами, так как Дон – река судоходная, с активным трафиком барж и сухогрузов даже в городской черте.
Новый стадион с парковкой на 5 тысяч машиномест, отелем и другими инфраструктурными объектами займет площадь в 25 гектаров, хотя свободного места на левом берегу Дона и у кромки гребного канала хватит и на 250. С правым берегом, где, собственно, и раскинулся миллионный Ростов, спортивный городок соединяет старый Ворошиловский мост и новая переправа в створе улицы Сиверса, перекинутая через Дон в прошлом году. Этот мост длиной (с подходами) 4,5 километра и транспортными развязками на обоих берегах стал самым дорогим в истории объектом дорожного строительства в Ростове – 7,5 миллиарда рублей. Так что транспортная доступность ростовского стадиона и его парковочные возможности следует назвать оптимальными, чего, к сожалению, не скажешь – и об этом в очередной раз приходится повторять – о строящемся футбольном стадионе на нашем Крестовском острове.
«Дон-Арена» на 40 тысяч мест – это замечательно, но как быть с ее заполняемостью после футбольного форума? Это для «Зенита» новый 60-тысячник в дни матчей повышенного интереса – жизненная необходимость, а вот действующий домашний 15-тысячник «Ростова» не заполняется под завязку даже на матчи с «Зенитом», ЦСКА и «Спартаком»…
– Вы затронули больную для нас тему, – соглашается донской министр спорта Валерий Вакула. – Наша агломерация, так называемый Большой Ростов, – это свыше двух миллионов жителей, и «Олимп-2» вместимостью 15 600 мест горожане должны заполнять по определению. К сожалению, у людей, особенно молодых, сейчас много развлечений, а посещение футбольного матча не значится в числе их приоритетов. Да и команда пока не блещет. Это во времена Виктора Понедельника и Олега Копаева ростовчане занимали очередь за билетами с шести утра, а осенью жгли костры, чтобы согреться. На «Ростсельмаш», игравший в первой союзной лиге, ходили больше людей, чем на «Ростов» сегодня. Показательный пример. Во время атак донского клуба с трибун чаще слышно «Сельмаш, вперед!», а не «Ростов, вперед!» Новый футбольный бренд пока, к сожалению, не раскручен, будем работать.
В родном городе Валерий Вакула хочет внедрить эффективный опыт взаимоотношений с болельщиками соседнего (265 километров) украинского Донецка и его «Шахтера». «Донбасс-Арена» заполняется почти полностью как на матч плей-офф Лиги чемпионов с «Ромой», так и на игру с подвальной командой украинского чемпионата.
- На «Донбасс-Арене» нет понятия разового билета – только абонемент, – комментирует собеседник «НВ». – Но абонемент не в привычном понимании, когда пропуск на стадион покупается и выдается на все матчи сезона перед его началом. В Донецке, если человек купил билет на матч, скажем, с луганской «Быстрицей», он получает право купить два посадочных места на условную «Барселону». Вот почему трибуны не пустуют, а средняя сезонная посещаемость этого стадиона составляет почти 90 процентов. Кроме того, стимулирование похода на футбол там идет через лотереи, розыгрыши призов и другие азартные акции. Такие же принципы мы собираемся внедрять и в Ростове, плюс организуем для болельщиков катание на лошадях, благо места рядом со стадионом для строительства конноспортивного клуба хватает.
Экономические аспекты деятельности будущей «Дон-Арены» интересуют донского спортивного функционера не меньше, чем спортивные, так как кандидат экономических наук Валерий Вакула до назначения в спорткомитет почти 25 лет работал в управленческих структурах «Ростсельмаша». И опять же в качестве маяка он рассматривает Донецк.
– На «Донбасс-Арене» с успехом функционируют 11 ресторанов и 45 фастфудов, – отчеканивает министр. – Кроме того, неплохой доход там приносят фитнес-клубы, тренажерные залы, клубы по интересам, многочисленные кружки. Весомой статьей доходов на донецком стадионе стали концерты с приглашением мировых знаменитостей. Вот почему футбольный стадион, открытый в 2009 году, окупился уже через полтора года. А в текущем году он принес владельцу «Шахтера» Ринату Ахметову первые 30 миллионов долларов прибыли. И мы в Ростове собираемся ориентироваться на то, что стадион не будет бездействовать в паузах между футболом. Ведь строить объект стоимостью 200 миллионов евро только для того, чтобы провести на нем несколько матчей, пусть даже самого высокого мирового уровня, слишком дорогое удовольствие. Стадион должен эксплуатироваться постоянно, чтобы, как паровоз, потянуть всю инфраструктуру левого берега.
Футбольный стадион в донской столице будет 40-тысячным, так как на аренах меньшей вместимости ФИФА попросту не разрешает проводить матчи финальной части чемпионатов мира. Но после окончания футбольной фиесты на «Дон-Арене» останется не более 25 тысяч мест – болельщикам «Ростова» больше и не надо. Кресла верхних ярусов демонтируют, чтобы разместить там коммерческую зону. Стадионы-трансформеры, кстати, становятся общемировой тенденцией. Например, до 70 процентов олимпийских объектов в центральном парке Лондона будут демонтированы сразу после завершения в 2012 году ХХХ летних Олимпийских игр.
Ростов обхаживают, как невесту
На строительство стадионов к чемпионату мира – 2018 в десяти российских городах (кроме Москвы и Петербурга) федеральный бюджет собирается выделить 75 миллиардов рублей.
Строительство донской арены оценивается в 7–8 миллиардов рублей, и освоить такой большой объем бюджетных средств мечтают многие фирмы, занимающиеся проектированием и строительством спортивных объектов. На стадии проектирования особую активность проявляют компании, участвовавшие в составлении российской заявочной книги. В первую очередь – английская мастерская Populous и столичный институт «Моспроект-4». Специалисты Populous уже спроектировали Олимпийский стадион в Сочи и футбольную арену в Казани, которая откроется накануне старта в столице Республики Татарстан игр XXVII летней Универсиады 2013 года. За основу силуэта казанского 40-тысячника взят образ лилии: круглый объем с волнообразной высотой трибун. Высота западной и восточной трибун, на которых будут смотреть футбол большинство зрителей, – 49 метров, а двух других, расположенных за воротами, – на 10 метров ниже. Объемно-пространственный силуэт цветка органично вливается в основные пешеходные направления, ведущие к секторам. Этот образ делает стадион оригинальным и даже уникальным объектом. Но следует отметить, что утвержденный проект совсем не похож на силуэт, фигурирующий в российской заявочной книге. Так что проектирование – процесс творческий, и очень много новых архитектурных решений зависит от вкуса и платежеспособности заказчика.
Ведущие архитекторы этой английской мастерской надеются получить крупный заказ на реконструкцию московского стадиона «Динамо», а также развили бурную деятельность во многих российских городах-претендентах, в том числе и в Ростове-на-Дону. Правда, руководитель бюро спортивной архитектуры Populous Джон Барроу критикует не только потенциальных конкурентов на российском рынке, но и бюджетных заказчиков, что в системе не принято и считается делом рискованным. Вот что он сказал по поводу стадиона на Крестовском острове: «Петербургский стадион – это катастрофа. Его стоимость постоянно увеличивается. Большие комплексы надо заказывать людям, которые умеют их строить, которые делали это не раз. Спортивный объект нужно строить за разумные деньги».
Обхаживают южную столицу России и представители «Моспроекта-4», в частности главный проектировщик футбольного стадиона в Петербурге Дмитрий Буш. Архитекторы этого ГУПа бывали здесь не единожды и собираются приехать на берега Дона еще. Но не факт, что заказ на проектирование «Дон-Арены» выиграет кто-то из этих двух фаворитов, – есть и другие спортивные архитектурные фирмы, «засветившиеся» в нашей стране.
Сергей Тачаев