Поплыли!
Завтра официально открывается навигация-2011. Сезон начнется и на Волго-Балтийском пути, и на внутренних водных линиях Петербурга
Всего в этом году по Волго-Балту планируется перевезти более 18 миллионов тонн грузов. В основном это металл и строительные материалы. Большая часть грузопотока пойдет по Неве. Открывается и пассажирская круизная навигация. К пристани у Адмиралтейской набережной пришвартуется первое в этом году круизное судно. Всего же, по словам капитана «Пассажирского порта Санкт-Петербурга» Юрия Орлова, в 2011 году в наш город собираются зайти 542 лайнера, на которых, как ожидается, прибудут более 800 тысяч туристов.
На туристов главным образом рассчитывают и хозяева прогулочных корабликов, курсирующих по петербургским рекам и каналам. Официальный старт их работе также дадут в субботу, хотя часть капитанов уже вывела свои речные трамвайчики «на промысел».
– В прошлом году мы перевезли 1 миллион 680 тысяч пассажиров, – рассказал президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Евгений Зубарев. – В нынешнем навигационном сезоне надеемся, эта цифра увеличится. Рассчитываем на 1,8 миллиона пассажиров. Прирост станет возможен за счет высокоскоростных перевозок на популярных направлениях. В частности, речь идет о трассе Петербург – Петергоф.
По словам судовладельцев, с нынешнего года начинается активное обновление флота. На линию Петербург – Кронштадт – Зеленогорск, например, выйдут два новых 70-местных судна, построенные для одного из городских перевозчиков во Владивостоке.
– Эти суда могут развивать максимальную скорость до 25 узлов, – говорит генеральный директор компании Александр Терехов. – Сейчас их везут по железной дороге и в течение недели должны доставить в Петербург. Вообще, «метеоры», возящие сейчас горожан и туристов, по большей части старые, но в течение нескольких лет их планируется обновить. На один из них, например, недавно установили немецкие двигатели, что позволило значительно уменьшить шум и расход топлива. Подобная реконструкция ждет и остальные.
Вчера также стало известно, что кораблики снова становятся полноправными участниками главного петербургского праздника – Дня города. В день рождения северной столицы, как выяснил вчера корреспондент «НВ», на Неве пройдет грандиозный праздник, в котором примут участие более 100 пароходов. Около 20 из них прибудут из соседней Финляндии. По всей видимости, они привлекут наибольшее внимание гуляющих, ведь большая часть этих судов до сих пор работает на дровах и угле, как 100 лет назад. И самое главное – эти кораблики еще до революции во-
зили пассажиров с одного берега Невы на другой!
Оптимизм судовладельцев исчезает, как только речь заходит о причальной инфраструктуре. С 2003 года городские набережные и спуски к воде поменяли «куратора» уже трижды. Главная проблема в том, считает Евгений Зубарев, что это не позволяет судоходным компаниям заранее планировать открытие новых маршрутов и строить суда специально под швартовку в определенных местах.
– Чтобы решить эту проблему, город должен принять принципиальное решение – спуски и набережные нужно сдавать в аренду по той же схеме, что и обычную недвижимость, – считает директор одной из компаний-перевозчиков Андрей Набатов. – Если внести в договор возможность автоматической пролонгации соглашения при отсутствии каких-либо нарушений со стороны арендатора, нам будет работать спокойней, а город получит четкую и постоянно развивающуюся структуру водных перевозок.
Тем не менее судовладельцы намерены привести все свои причалы в соответствие с новым архитектурно-художественным регламентом, разработка которого находится на стадии завершения. Он, в частности, предусматривает оформление понтонов в едином стиле с решетками набережных. По плану реализация проекта займет около двух лет.
Не дает бизнесменам покоя и желание городских властей развивать линии водных такси. По данным Ассоциации владельцев пассажирских судов, в будние дни такой транспорт забивается туристами на 60 процентов, а в выходные – и на все 80. Правда, цены на прогулки по рекам и каналам при этом они снижать не собираются. Значит, многие гости города и в этом году предпочтут воспользоваться услугами водного такси, проезд в котором стоит в 8–10 раз дешевле, чем на речном трамвайчике.
Никита Рубцов. Фото Андрея Малашкевича