Мини-отелям объявили войну
Хозяева маленьких петербургских гостиниц с опасением ждут реализации призыва губернатора проверить, как их предприятия соблюдают санитарные нормы и правила пожарной безопасности
Владельцы мини-отелей Петербурга уже третью неделю пребывают в состоянии, близком к панике. Поводом для этого послужило заявление губернатора Валентины Матвиенко о том, что во всех «маленьких гостиницах» необходимо провести серьезные проверки и узнать, нет ли в их деятельности каких-либо нарушений. По ее словам, далеко не все мини-отели соответствуют санитарным нормам и правилам противопожарной безопасности, а кроме того, известны случаи, когда под видом частной гостиницы работают публичные дома.
Эти слова и взволновали, и даже сильно обидели хозяев таких отелей. Они не ждут ничего хорошего от предстоящих проверок и подозревают, что столь высокое внимание к их бизнесу связано с тем, что они не дают крупным гостиницам поднимать цены. Владельцы и управляющие мини-отелей приняли решение объединиться в гильдию и помогать друг другу во всех случаях нарушений их прав во время проверок. Инициатором создания подобного союза стала хозяйка нескольких мини-отелей и фирм по бронированию гостиничных номеров Тамара Буйлова. На ее призыв откликнулись собственники двадцати с лишним отелей-квартир.
Прежде всего новая организация обсудила разные юридические тонкости, связанные с самим понятием «мини-отель». Согласно Жилищному кодексу РФ квартиры и комнаты, принадлежащие частным лицам, не являются гостиницами в прямом смысле слова, так как относятся к жилому фонду. А проводить какие-либо официальные проверки в помещениях жилого фонда можно только по решению суда и проверять следует только ту конкретную квартиру, которой касается это решение, а не весь отель.
– Мы вообще не гостиницы! – утверждает Александра Лебедева, хозяйка мини-отеля «Мэрибель». – Мы просто владеем жилой площадью и имеем право пускать на нее гостей. И если захотим, можем брать с гостей за это плату.
Тем не менее проверки в некоторых подобных предприятиях уже были и закончились для их владельцев серьезными неприятностями. Так, например, недавно пожарная инспекция нанесла визит в мини-отель «Репин» и нашла в нем целых 23 нарушения противопожарной безопасности. После этого состоялся суд, который обязал владельца «Репина» Михаила Лисовского устранить все нарушения – в противном же случае гостиница должна закрыться.
– Двадцать два нарушения были мелкими и несерьезными, и мы быстро их исправили, – рассказал Михаил. – Но вот одно из них устранить при всем желании невозможно – оборудовать отдельный запасной выход. Как это можно устроить в подъезде обычного жилого дома? И между прочим, большинство петербургских мини-отелей – это именно квартиры в обычных домах, где никаких запасных выходов не предусмотрено. Это правило позволит закрыть их все!
Александра Лебедева резко выступила против таких требований. Она призвала коллег по бизнесу поддерживать друг друга юридически или хотя бы морально и обращаться друг к другу за помощью, если еще кого-нибудь из них вызовут в суд и попытаются лишить отеля.
– В «Мэрибели» черный вход есть. И когда ко мне тоже приехала пожарная инспекция, я их не впустила, а сама через этот вход от них сбежала! – призналась Александра. – А могла бы и впустить их, а потом заблокировать дверь, вызвать полицию и обвинить их во вторжении на частную территорию!
В то же время Александра не считает, что проверки вообще не нужны мини-отелям. И противопожарная безопасность, и санитарные нормы в тех местах, где живут люди, должны соблюдаться, и отели – нарушители этих правил наверняка существуют. Да и террористическая угроза в наше время очень актуальна. Но проверки обязательно должны проводиться законно, с соблюдением всех прав владельцев.
– А обычно все проверки частных предприятий известно как проходят! Вот несколько лет назад мини-отели тоже проверяли и штрафовали за несоблюдение авторских прав: за то, что в них играла музыка, звучали песни разных поп-групп, – вспоминает Лебедева. – В итоге все кончилось взятками инспекторам.
Впрочем, многие коллеги Александры относятся к проверкам еще более радикально: по их мнению, никакие проверки мини-отелям не нужны вообще, а честных проверяющих в России уже давно не существует. Кроме того, владельцев мини-отелей возмутили намеки на то, что под видом комнат, сдающихся внаем, в Петербурге работают дома свиданий.
– Вполне возможно, что где-то подпольные публичные дома и существуют, – не стала отрицать Александра Лебедева. – Но, между прочим, если уж говорить откровенно, то в больших гостиницах женщин легкого поведения тоже можно встретить. У меня был клиент из Швеции, который жил в одной из самых крупных гостиниц Петербурга, так его всю ночь доставали звонками по телефону с навязчивыми предложениями «расслабиться». Утром пожаловался на такой «сервис» администрации, но его не захотели слушать. А в следующий раз ему отказали в бронировании номера без объяснения причин.
Тем не менее всерьез рассуждать, что мини-отели, то есть малый бизнес, могут составить конкуренцию большим гостиницам, крупному бизнесу, все-таки сложно. Хотя самые дешевые номера в мини-отелях стоят 300–500 рублей, самые дорогие – около 2,5 тысячи, в то время как в крупных гостиницах цены начинаются с 1700 рублей. Но в Петербурге каждый год бывают десятки тысяч туристов, так что клиентов в любом случае должно хватать всем. Есть, правда, один нюанс: городским властям удобнее контролировать несколько больших гостиниц, чем сотни маленьких, и это тоже может быть одной из причин закрытия мини-отелей под предлогом несоблюдения каких-либо норм.
Всего мини-отелей в Петербурге около 700, по количеству сдаваемых комнат они составляют примерно 25–30 процентов от числа номеров во всех отелях и гостиницах города, а сумма налогов, которые платят в городской бюджет, равна одной трети, а по некоторым данным, даже почти половине всех налогов от гостиничного бизнеса. При этом в каждом мини-отеле работают минимум 4–5 администраторов и две горничных. Если все их сотрудники останутся без работы и встанут на биржу труда, городу придется еще и тратить на полагающиеся им пособия внушительные суммы.
между тем…
Дом свиданий организовал иностранец
Одним из самых громких случаев содержания притона под видом сдаваемых внаем квартир можно назвать прошлогоднее дело сети мини-отелей Петербурга, принадлежавших итальянскому миллионеру Джузеппе Боццоласко. Жильцы дома на Шпалерной улице, в котором располагалась одна из его «маленьких гостиниц», обратились в свое жилищное товарищество с жалобой: они заявили, что в отель постоянно приезжают вызывающе одетые и накрашенные молодые женщины, которых потом посещают прилично одетые мужчины, причем происходит все это исключительно по ночам.
После проведенной проверки выяснилось, что в мини-отеле действительно располагался салон интимных услуг. Позже такие же подпольные публичные дома были обнаружены еще в нескольких мини-отелях синьора Боццоласко. Сам владелец «нехороших квартир» заявил: он не знал о том, что происходило на принадлежащей ему жилплощади, и объявил, что следить за соблюдением российских законов должна российская же полиция.
В начале апреля этого года был закрыт мини-отель «Посадский двор», в котором, по версии правоохранительных органов, тоже происходили встречи женщин легкого поведения с клиентами. Жители соседних квартир сначала угрожали его владелице Ольге Щербаковой заявлением в полицию. Но она, по словам жильцов, сама стала угрожать им расправой, а потом попыталась подкупить их, предложив оплачивать коммунальные услуги в обмен на то, что они не будут замечать происходящих в ее мини-отеле «странностей». Тогда жильцы все-таки обратились в полицию, и подпольный публичный дом прекратил свою деятельность.
тем временем…
Администратор помогла задержать банду
Даже в самых добропорядочных и соблюдающих все меры безопасности мини-отелях случаются уголовные истории. Например, в феврале этого года в мини-отель «Остров» ночью ворвались двое налетчиков в масках и с пистолетом, которые потребовали у сотрудников отеля отдать им деньги, украшения и мобильные телефоны. Администратор отеля подчинилась, но сразу же сообщила в полицию. Банду удалось задержать.
Уголовное дело, заведенное на владельца мини-отеля «Невский гранд», связано с противопожарной безопасностью. Проверка этой маленькой гостиницы заняла почти сутки: полицейские в масках полночи допрашивали сотрудников и постояльцев. В настоящее время против владельца этого мини-отеля, а также нескольких других возбуждено уголовное дело по статье 238 «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Одним из поводов для этого послужило то, что главная лестница и черный вход в здании, где расположен «Невский гранд», находятся рядом.
Татьяна Алексеева