Заполярный финиш
Руководитель фотослужбы нашей газеты Андрей Чепакин в свои 53 года продолжает путь к званию мастера лыжных марафонов серий Russialoppet и Worldloppet
Старт в Мурманске уникальный – трасса сразу уходит в крутой подъем. Здесь и происходит основной отсев участников
Нынешняя зима подарила мне много радостных моментов, главный из которых – работа на чемпионате мира по лыжным видам спорта в Норвегии. Здесь я познакомился и пообщался с нашими лучшими гонщиками. И, увы, в очередной раз убедился, какая пропасть отделяет нас от по-настоящему спортивных держав. В дни чемпионата, даже по будням, на холмах Холменколлена собиралось более 100 тысяч зрителей, а в выходные дни, казалось, вся Норвегия болела за своих кумиров. Но было и разочарование – невозможность хорошо подготовиться к сезону лыжных марафонов из-за проблем с позвоночником.
Фантазии чиновников
Болезнь обострилась в конце лета. Поздней осенью пришлось лечь в госпиталь. До операции дело не дошло, но теперь надо было беречь себя. О марафонах в начале сезона думать не приходилось – подготовки никакой.
Но жизнь – штука полосатая, и без хорошего – никуда! Мы с женой затеяли строительство в районе Парголово. Надо было искать место поблизости для будущих тренировок. Я знал, что здесь есть база спортивной школы олимпийского резерва Выборгского района по лыжным гонкам, разыскал ее. Обследовал небольшую, но вполне пригодную для тренировок трассу. Главное ее преимущество, конечно, – близость к городу. Позже познакомился с директором спортивного объекта – заслуженным мастером спорта, призером Олимпийских игр 1998 года в лыжном двоеборье Валерием Столяровым. От него узнал о планах развития школы, в числе которых постройка лыжероллерной трассы, а также расширение и увеличение ныне действующей для соревнований и тренировок… Впрочем, и сейчас материально-техническая база школы – с новыми корпусами и коттеджами, лыжным стадионом – однозначно лучшая в Петербурге! А если быть объективным – единственная. Других, по большому счету, в городской черте просто нет.
На днях, кстати, по одному городскому телеканалу услышал выступление некой руководящей дамы из Приморского района. Она бодро рапортовала, что в районе действует целый лыжный комплекс (даже назвала его кластером по аналогии с автомобильным), для которого закуплены ретраки, горы лыж и прочего оборудования. А тренеры успешно выращивают там чемпионов всех уровней. Возможно, ей вспомнился равнинный пятачок около 655-й школы? Не знаю. Но она увлеченно фантазировала не хуже лужковских чиновников, которые по отчетам «построили» в Москве тысячу лыжных трасс. Власть в столице сменилась, а правда оказалась печальной – заниматься лыжами в самой Москве практически негде.
…Понемногу тренироваться-кататься я начал. Даже обновил соревновательный инвентарь – отличный сервисмен Кирилл Шевченко, который увлекается фотографией и занимается у меня в творческой группе, заказал у производителя рассчитанные на мой рост и вес «марафонские» лыжи Madshus.
«Вас не узнать в лыжной экипировке!»
В апреле в Мурманске проводится традиционный Праздник Севера. Когда-то это было грандиозное мероприятие. Со сменой политического строя пафос и масштабы праздника изрядно уменьшились, но соревнования оленеводов и лыжный марафон в программе остались. Отступать было некуда – марафон в Мурманске последний в сезоне из серии Russialoppet в европейской части России. Я отправился туда – снимать оленеводов и зарабатывать штамп в «паспорт марафонца».
С оленями все было более или менее понятно. Отснял. А вот с марафоном сложнее. В день старта температура воздуха, если верить телевизору, поднялась до плюс пяти. А когда я утром выглянул из окна гостиничного номера, то на улице Ленина – главной мурманской магистрали – увидел людей с зонтами. Слава богу, прихватил с собой «желтый» парафин – как раз для плюсовой погоды. Пришлось поработать утюгом и щетками, чтобы положить на лыжи два-три слоя смазки. Потом, кстати, не пожалел о своем утреннем «подвиге».
Несколько остановок на троллейбусе 6-го маршрута, 15 минут пешком – и я на легендарном лыжном стадионе в Долине Уюта. Согласно протоколу на 50-километровый марафон заявилось около 1000 человек. Дождь не ослабевает. Разминочная одежда, когда упаковываю ее в специальные пластиковые мешки, уже мокрая насквозь. Представляю, что по окончании гонки будет несладко. Дают команду к регистрации и выходу на стартовую поляну. Реально оценивая свое состояние, встаю в хвосте пелетона. Прибегает мурманский фотограф Костя Брайцев: «Вас совсем не узнать в лыжной экипировке!» – и делает несколько кадров.
Лидерам – направо, мне – прямо
Старт на мурманском марафоне непростой – сразу начинается крутой подъем. В возникающей давке некоторые, особенно новички, ломают лыжи и палки. В «пекло» не лезу. В конце подъема меня окликает мобильный Костя Брайцев, улыбаюсь ему, а он в ответ успевает сделать несколько кадров. Теперь у меня в архиве есть очень позитивные кадры! Еду в очень щадящем режиме. Практически никого не обгоняю. Но и меня особо никто не спешит обходить – народ в этой части пелетона едет на «доехать до финиша».
Пункты питания пока работают исправно, если не считать, что некоторые «кормящие» (видимо, солдатики) совмещали свои обязанности с курением. На каждом делаю несколько глотков сладкого чая. К концу первого 25-километрового круга доезжаю свежим. Проезжаю лыжный стадион. Тут весело. Гремит музыка. Бодро вещает ведущий. Совсем скоро здесь будут встречать финиширующих победителей. А я снова в подъем – лидерам направо, а мне – прямо! Вот тут мне слегка и поплохело – организм забастовал. Выручила группка слегка подвыпивших болельщиков. Сначала они предложили коньячку, а после вежливого отказа с криками допрыгали со мной до конца подъема, пожелав на прощание «всех порвать!».
Большое спасибо добровольцам за устроенные ими «общественные пункты питания». На втором круге ассортимент для нас – далеко не лидеров на «официальных пунктах» – сузился до (!!!) сосисок, а «общественные» очень выручили, хоть фляга с питьем была у меня в поясной сумке. Чай, кстати, здесь был куда вкуснее, чем на тех же «официальных», и отношение очень сердечное.
Оставшуюся часть дистанции доехал без особых затруднений, хотя и темп держал очень щадящий. Насквозь промокшие на финише волонтеры вручают мне пакет с одеждой. Топаю к столам с перекусом. Теперь сосиски – в тему! Затем переодеваться в темную – глаз выколи! – палатку. Мокрое на насквозь мокрое натягивается с трудом! Народ дружно ругает организаторов за недочеты. Я не подключаюсь – иного, честно говоря, и не ждал. Не хуже и не лучше, чем на других российских марафонах. Теперь как можно быстрее в гостиницу. Там – душ и возможность в оставшиеся часы до отправления поезда хоть как-то подсушить одежду.
Финиш. Сил снять лыжи не осталось
Задачу выполнил, сезон не потерян
Марафон на Празднике Севера был первым в моей «послеспортивной» биографии. Тогда, почти 20 лет назад, меня уговорили пробежать его «для зачета» приятели по спортивной юности. В результате из всей компании я один доехал до финиша. Да и результат был где-то на час лучше нынешнего. В тот раз, кстати, как и в этом году, победу одержал белорус Сергей Долидович.
Покидал Мурманск я в хорошем настроениии. Задачу выполнил – очередной штампик в «паспорт марафонца» получил. Сезон не до конца потерян. В Петербурге ждали добрые новости – меня согласилась консультировать очень хороший тренер из той же Выборгской спортшколы Светлана Соболева. И пусть мне вряд ли удастся достичь результата Василия Хардина, например, из Кировской области, который в 67 лет пробежал мурманский марафон за 2 часа 57 минут, но стремиться есть к чему! Тем более тренироваться теперь можно будет совсем рядом с домом.
Андрей Чепакин. До старта марафона «Праздник Севера» несколько минут
Андрей Чепакин. Фото Константина Брайцева. Мурманск – Петербург