Спорт

«Я недосчитался нескольких Кубков Стэнли»

05 май

 

Хоккеист Сергей Зубов рассказал «НВ», чего не успел сделать за свою карьеру игрока и чем хочет заниматься в будущем

Он перешел в СКА два года назад и в первый же сезон, набрав 42 очка в регулярном чемпионате, подтвердил статус самого результативного российского защитника. Минувший сезон из-за травмы Сергей пропустил. А после его окончания принял решение завершить свою карьеру игрока. Подводя итог своей карьеры, Сергей ЗУБОВ говорит: «Я доказал сам себе, что в жизни надо делать ставку только на труд. Выкладываться на 100 процентов». Он и выкладывался. Самый результативный российский защитник НХЛ, участник четырех матчей «Всех звезд», двукратный обладатель Кубка Стэнли, олимпийский чемпион 1992 года.

– Сергей, почему вы решили завершить карьеру?

– Решение напрашивалось само собой в течение сезона. Случился рецидив травмы бедра. Если бы не это, думаю, поиграл бы еще несколько лет. Даже в таком возрасте можно набрать оптимальную форму, если правильно питаться и грамотно проводить физическую подготовку. Но не судьба. Природу нельзя обмануть.

– Поступали уже какие-то конкретные предложения от СКА?

– Нет, пока все на стадии ожидания. Но хотелось бы поработать в тренерском штабе. Вся моя жизнь теперь в Петербурге. Семья, дети, которые здесь учатся. И мне хотелось бы чем-то отплатить руководству СКА за то, что они дали мне возможность играть в этой команде. Хотелось бы принести пользу клубу. И еще я хотел бы больше времени проводить с родными, воспитывать детей. Я гожусь тем, что у меня такая семья, и считаю себя хорошим семьянином.

– Какие впечатления у вас остались от прошедшего сезона?

– Думаю, что это был не лучший сезон для нашей команды. Много проблем в обороне. Возможно, тренерам не удалось найти верную систему подготовки игроков этой линии. Надо понимать, что прошли те времена, когда команды побеждали в основном за счет супернападения. Сейчас хоккей – более организованная игра. Все научились защищаться. Достаточно вспомнить финальную серию Кубка Гагарина, где исход матча решала одна-две шайбы.

– На ваш взгляд, что не получилось у Вацлава Сикоры?

– Сикора неплохой специалист, об этом говорят результаты, которых он добивался у себя на родине и в Европе. Но, к сожалению, ему не удалось найти взаимопонимание с

командой. Не в последнюю очередь из-за языкового барьера. А ведь психологический контакт с игроками, основанный на взаимном доверии, главное в спорте. Без этого никакие схемы и тактика не помогут.

– Весь сезон Якуб Штепанек играл практически без замен. Может, команда проиграла из-за того, что голкипер просто устал?

– Все хоккеисты к концу сезона устают. Не думаю, что Штепанек в чем-то виноват. Каждый имеет право на ошибку. Возможно, Максим Соколов мог играть вместо Якуба, тем самым давая ему возможность отдохнуть, но тренеры больше доверяли чеху. С другой стороны, если посмотреть на опыт НХЛ, там основной вратарь пропускает только 10–15 игр регулярного чемпионата, а затем играет в воротах весь плей-офф.

– Новым тренером СКА стал Милош Ржига, хотя некоторые болельщики выступают резко против этой кандидатуры. Как вы относитесь к этой ситуации?

– Ржига классный специалист. Он это доказал в финале Кубка Гагарина. А неприятие болельщиков тренера, который когда-то тренировал «Спартак», для меня в новинку. Не знаю, правы они или нет. Но часто бывает так, что, как только неугодный игрок или тренер начинает давать хороший результат, мнение болельщиков о нем меняется. Не исключено, что так будет и в СКА.

– Вы самый результативный российский защитник в истории НХЛ. Не было мыслей играть в нападении?

– Во мне живет стремление победить в любой ситуации. Когда я пришел в «Нью-Йорк Рейнджерс», почувствовал себя вольным казаком. Делал на площадке что хочу, нередко забывая об обороне. Заново я открыл для себя важность защиты, перейдя в «Даллас», хотя и там по-прежнему не стремился быть разрушителем. Игра в защите давала возможность как можно дольше держать шайбу, а значит, более эффективно ею распорядиться. Я искал свой стиль, свою манеру, благодаря которой мог действовать на всех участках поля.

– Как игрок вы сожалеете о чем-нибудь?

– Как и любому максималисту, мне бы хотелось иметь больше кубков в своей коллекции. Спортсмен испытывает непередаваемые ощущения, когда держит в руках завоеванный потом и кровью приз. Считаю, что я недосчитался нескольких Кубков Стэнли.

– У вас есть самая памятная игра в карьере?

– В 1990-х, когда я – молодой и неопытный – пришел в ЦСКА, у нас был матч с «Монреалем». Для нас это было что-то невообразимое – сыграть с настоящими профессионалами!

– Кто оказал влияние на вас как игрока?

– Я начинал заниматься у Бориса Штанько. К сожалению, он недавно погиб. Борис Анатольевич был тем человеком, который воспитал во мне целеустремленность, научил не унывать и в любой ситуации идти вперед. Он был жестким, но справедливым тренером. Позже я многому научился у Виктора Тихонова, а в НХЛ на меня наибольшее впечатление произвел Кен Хичкок своим умением вдохновить команду. Это уникальный человек, который никогда не играл в хоккей и учился всему по книжкам. И добился высоких результатов!

– Помните самый дельный совет, который вам дали в жизни?

– Мой папа всегда мне говорил: «Сколько труда ты вложишь в дело, столько получишь отдачи».

– Если бы вы не играли в хоккей, чем бы занимались?

– Футболом. Мой папа хорошо играл, а брат дошел до дубля ЦСКА.

– Болеете за футбольный ЦСКА?

– Мне нравится, как играет «Зенит». Еще люблю смотреть матчи английской премьер-лиги. Болею за «Манчестер Юнайтед».

– Знаю, что вы недавно были на рыбалке. Сменили клюшку на удочку?

– Рыбалка – мое хобби. Это заложено в генах любого мужчины. По-моему, нет ничего прекраснее солнечного утра, когда на твоих сапогах поблескивает роса и ты с удочкой наперевес идешь на рыбалку.

– Самая большая рыба, которую поймали?

– Пятнадцатикилограммовый сом.

 

Беседовала Янна Сметанкина. Фото Интерпресс
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Умеренный дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь