На баню Царского Села потратят 270 миллионов
Балтийское информационное агентство и музей-заповедник организовали пресс-тур, в котором продемонстрировали то, что сейчас происходит в примыкающем к Екатерининскому дворцу павильоне – Холодной бане.
Этот павильон, в отличие от других зданий того же Царского Села, за свою историю не горел, не перестраивался и даже не сильно пострадал от времени (и это при том, что он неотапливаемый и что в войну у немцев там было кабаре). Тем не менее поддерживать эту красоту надо, и в феврале его поставили на реставрацию, с ходу освоив первый транш от РЖД и благотворительного фонда «Транссоюз». Всего до конца года планируется окончить работу в двух помещениях из семи, подлежащих реставрации, – в Агатовом кабинете и малой библиотеке. На это будет выделено 100 миллионов рублей (при общей сумме проекта 270 миллионов). Завершить реставрацию Холодной бани хотят в октябре 2013 года.
Сейчас, поднявшись по воздушной овальной лестнице на второй этаж, попадаешь на «большую стройку». Местами сняты полы, и можно видеть рассыпающиеся балки, в стенах между барельефами зияют трещины. У ног скульптур весталок лежат мешки со стройматериалами, одни реставраторы расчищают поверхности стен и камина, а другие на лесах золотят лепной декор…
Интересно, что с момента постройки павильона в 1780-е полноценная реставрация коснулась этого места лишь однажды – в 1855–1857 годах. По словам заместителя директора музея-заповедника по учету и хранению Ларисы Бардовской, по меркам XIX века та реставрация была проведена очень качественно, но все же видно, что мастера коснулись практически всего – переделали живопись, позолоту…
В царские времена эти комнаты, расположенные над баней, предназначались для отдыха и развлечений. Они называются Агатовыми: при Екатерине II залы были отделаны уральской яшмой из разных месторождений (всего 25 тонн), и этот павильон стал единственным в мире, в чьей отделке столь обширно использованы полудрагоценные камни.
В наши дни, чтобы отреставрировать помещения «по правилам», потребовалось вновь обратиться к уральским яшмовым карьерам.
– Нам удалось закупить исторический материал, это так называемая уразовская яшма, кошкульдинская яшма, калканская яшма, ревневская яшма, – рассказывает директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов. – Мы воссоздаем интерьер в том же самом историческом материале, в котором работали и мастера XVIII века. Мы не имеем права вводить другие материалы, это принцип реставрации.
Художник-реставратор высшей категории, он признается, что не знает других интерьеров, где было бы представлено столько видов декоративной отделки: тут и твердый камень, и мрамор, и искусственный мрамор, и деревянная резьба, и живопись, и позолота, и паркеты… По каждому виду были приглашены работать лучшие специалисты-реставраторы петербургской школы.
Между прочим, реставрация павильона принесла специалистам открытие.
– Мы выяснили, что живописные фрагменты написаны в сложной технике на бумаге, – рассказывает главный архитектор ГМЗ «Царское Село» Наталья Кудрявцева. – Бумага сохранилась с XVIII века, и сохранилась не очень хорошо. Пришлось ее дублировать, класть еще на один слой бумаги. После этого была проведена вся необходимая реставрация. Несомненно, это было открытие для наших хранителей, потому что таким образом не исследовались живописные клейма, которые сохранились на плафоне.
Алина Циопа