«Мы чиновникам не нужны»
Ветераны из Рощино влачат жалкое существование, получая от районных властей разве что поздравительные открытки
Три десятка старушек и стариков, разменявших девятый десяток, оказались за бортом чиновничьей помощи. Их частные дома покосились, обветшали и протапливаются лишь дровами, которые ветераны покупают сами. Условия жизни многих из них назвать человеческими язык не поворачивается. Ветераны борются с житейскими невзгодами, таскают воду из колонки… Они утверждают, что районная администрация с завидной стойкостью игнорирует немощных стариков, делая вид, что проблем не существует. Корреспонденты «НВ» отправились в Рощино и посмотрели, как живут главные герои праздника, который в эти дни отмечает вся страна.
Первым делом мы зашли в дом № 9 по улице Белинского. Здесь живет 84-летняя Вера Лихатенко, ветеран войны. Ее дети – инвалиды. Дочь Галина прикована к кровати после страшного ДТП. Сын Валерий – инвалид по зрению, в семье он самый дееспособный: слабовидящий 56-летний мужчина делает по дому и на огороде все, что может, – готовит, таскает воду, стирает, убирает. Именно он и встретил нас у крыльца покосившегося и облупившегося дома 1946 года постройки.
– Не удивляйтесь, в доме грязно и холодно! – предусмотрительно сказал он.– Мы же немощные, справляемся, как можем.
Мы поднялись в дом по прогнившему крыльцу. Обшарпанные стены, скудная мебель, на кухне печка застлана клеенкой – она уже давно сломана и не топится. В комнатах работают допотопные масляные электрообогреватели.
Вера Михайловна, несмотря на всю скудость обстановки, держится достойно. В годы войны 14-летней девочкой она прошла от Оренбургской области до столицы Болгарии. Работала санитаркой и такое на своем веку видела, что вспоминать страшно. Только, говорит, равнодушия тогда не было…
Казалось бы, для области 29 ветеранов и блокадников – капля в море. Но почему-то, как рассказала один из ветеранов, у администрации Рощино не хватает ни сил, ни времени обратить внимание на стариков. Более того, недавно чиновники приготовили для них «подарок» – сократили должности соцработников, которые уделяли ветеранам внимание, приносили продукты.
После чего жители Рощино начали поддерживать ветеранов сами. Так, в поселке появилась общественная организация с многообещающим названием «Наш дом – Рощино. За справедливую и светлую власть». Волонтеры пообещали помочь семье инвалидов сделать ремонт.
– Этих сгорбленных стариков и старух, увешанных медалями, осталось очень мало, – говорит активист Наталья Попова. – Тем более странно, почему власти не желают обеспечить им минимальный жизненный комфорт хотя бы в честь праздника Победы.
И форменным издевательством выглядит письмо с напечатанным поздравлением, торчащее из ржавого почтового ящика…
«Очень холодно!» – такое послание корреспонденты «НВ» увидели у дома № 43 по Наклонной улице. Решили зайти. Постройка давно нуждается в ремонте. Здесь живет 89-летняя Мария Федорова, всю жизнь проработавшая учительницей. В войну она была в отряде партизан Ленобласти и собирала сведения о железной дороге. Из четырех комнат двухэтажного дома печка «тянет» только одну. Раз в неделю женщину навещает дочка. Привозит матери продукты и приносит недельный запас воды. Отремонтировать дом или предложить другое жилье районная администрация отказывается.
– Очень холодно… – поежилась Мария Васильевна. – Если бы администрация хотя бы дрова выделяла, а то приходится на свои деньги покупать – они мне обходятся в 25 тысяч рублей в год.
…Еще одна старушка, которую мы навестили, – Татьяна Мажарова. Она также мерзнет и нуждается в дровах. 91-летняя женщина всю блокаду работала в Ленинграде на железной дороге. А в 1944 году ее отправили на станцию Райвола (ныне Рощино).
– Когда я приехала, здесь были три дома, – вспоминала Татьяна Андреевна. – Поначалу мы жили в бараке. Страшно было работать – девчонки-железнодорожницы проходили в одиночку в темноте по четыре километра, осматривая поезда.
Чтобы в дом провели воду, Валентина, дочка Татьяны Мажаровой, весь прошлый год обивала пороги районной администрации. Под напором женщины рощинские чиновники дрогнули и провели воду в дом. Вот только нынешней зимой кран замерз.
– Местные власти нам не помогают, – сетует блокадница. – Такое впечатление, что они нас готовы живыми закопать, мы чиновникам не нужны.
позиция власти
«Возмущения безосновательны»
В районной администрации Рощино информацию об ужасных условиях проживания блокадницы и ее соратников опровергли, назвав ситуацию «каким-то недоразумением». По словам главы муниципального образования Надежды Белоусько, в позапрошлом году администрация Рощинского городского поселения предложила 91-летней блокаднице переехать в благоустроенную квартиру.
– Но она отказалась, сказав, что ее вполне устраивает огородик рядом, – пояснила Надежда Белоусько. – Татьяна Андреевна ходячая, у нее есть дочь. Все вопросы, если они, конечно, есть, можно решить без волнения. Но в данном случае возмущения безосновательны. Нашим ветеранам мы помогаем как можем, уж поверьте!
Софья Прокошева, фото Александра Гальперина. Рощино – Петербург