У России есть два варианта повысить ВВП на душу населения
Перед страной поставлена задача выйти на уровень Франции и Италии
В научно-преподавательской среде, конечно, не могли не заинтересоваться теми рубежами, которые российский премьер Владимир Путин наметил для страны на ближайшие годы в своем апрельском выступлении в Госдуме. В частности, задачей «войти по объему ВВП в число ведущих мировых экономик» и обеспечить уровень ВВП в пересчете на душу населения в 35 тысяч долларов, что, по оценке премьера, больше, чем на сегодня во Франции и Италии.
Однако цифры, при всей своей объективности, бывают неоднозначны. В частности, премьер не уточнил, о каких долларах идет речь: о долларах по паритету покупательной способности или о долларах по номинальному курсу? А это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Обратимся к самым свежим цифрам – к базе данных МВФ World Outlook Database за апрель 2011 года. В 2010 году ВВП на душу населения в России по номинальному курсу составил 10 437 долларов, а тот же показатель, измеренный по паритету покупательной способности (ППП), – 15 836 долларов. Разница – в полтора раза.
Так что далее будем оперировать обычными для международных сравнений измерениями на основе ППП. Если говорить о наших ближайших соседях, то в 2010 году российский ВВП на душу населения был выше, чем в Латвии, Белоруссии, Казахстане, но ниже, чем в Литве или Польше. При этом Россия прекрасно смотрится на фоне партнеров по БРИКС. Ближе всего к нам Бразилия, а вот Китаю и особенно Индии до нас еще ух как далеко!
Но как сегодня обстоят дела с ВВП у наших ориентиров-2020? У Италии – 29 392 доллара, у Франции – 34 077 долларов. Так что за десять лет нам нужно совершить «большой скачок»: для того, чтобы обогнать современную Италию и тем более Францию, – как минимум удвоить среднедушевой ВВП.
А ведь при этом надо еще учитывать, что оперирование средней цифрой в России скрывает колоссальные разрывы в доходах между отраслями, регионами и особенно подчиненными и начальниками. И это даже без учета коррупционной составляющей.
А теперь посмотрим на задачу войти в пятерку стран с самым большим ВВП. Сегодня с тремя процентами от глобального ВВП мы делим шестое место в мировом рейтинге с Великобританией. Войти в пятерку – это значит потеснить Германию, доля которой на сегодня составляет 4 процента.
Насколько это реально – вопрос философский. У экономических прогнозов есть одно общее свойство: они не сбываются. Возьмем последний кризис. В июле 2008 года МВФ дает скорректированный прогноз на 2009 год. Развитым экономикам предсказывается вялый рост на 1,4 процента (на самом деле произошел спад на 3,4 процента), странам зоны евро – рост на 1,2 процента (получилось минус 4,1 процента).
Но особо МВФ «отличился» по странам СНГ и России. Для СНГ прогнозировался рост на 7,2 процента, для России – на 7,3 процента. В реальности же у наших соседей экономика упала на 6,4 процента, а у России – на 7,8! По России «пролет» составил более 15 пунктов. Даже пятилетние планы СССР не выглядят столь нелепо на фоне этих продуктов самонадеянных вычислителей и международным статусом.
Достигнет ли Россия указанных рубежей или нет – покажет только будущее. Стоит привести слова великого мыслителя и экономиста XX века Людвига фон Мизеса: «Если бы было возможно вычислить будущее состояние рынка, то будущее не было бы неопределенным». И далее: «То, чего люди требуют от экономистов, находится за пределами возможностей смертного человека».
И тем не менее от экономистов публика только прогнозов и ждет. От лица таковых могу заявить лишь одно: если считать в неизменных долларах (беря сегодняшнюю их покупательную способность), то более 35 тысяч «зеленых» на душу нам светит при двух вариантах.
Первый – если какой-нибудь общепланетарный банк согласится взять у каждого из нас в долг на десять лет наши нынешние 15,8 тысячи долларов примерно под 9 процентов годовых. Процент высокий, но, в принципе, возможный. Вот только такого банка в природе нет.
Второй вариант: расти ежегодно «китайскими» темпами. Тут дело за малым – построить в России «второй Китай». Но нужно ли это нам, если учитывать все реалии китайской жизни? Для всех «поклонников» высоких темпов роста я люблю цитировать австрийского экономиста и философа Фридриха Августа фон Хайека: «Абсурдно судить о состоянии экономики по темпам роста; темпы роста говорят больше об упущениях прошлого, нежели о достижениях настоящего». То есть нужно не только ставить задачу роста, но и оценить, какой будет его цена и повысится ли вместе со среднедушевым ВВП среднедушевое качество жизни.
Андрей Заостровцев, профессор кафедры институциональной экономики Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики в ПетербургеБольшие объемы жилья даст малый и средний бизнес
Большие объемы жилья даст малый и средний бизнес
В своем апрельском отчете премьер-министр России поставил задачу к 2016 году удвоить объем жилищного строительства. А в Петербурге председатель комитета по строительству Вячеслав Семененко заявил о том, что уже к 2014 году в городе будет вводиться 4–5 миллионов квадратных метров жилья, что в два раза больше объемов ввода 2010 года. Естественно, петербуржцы с надеждой восприняли это заявление, ибо в этом случае северная столица выйдет на норматив развитых стран, где принято, что объем ввода жилья должен составлять 1 квадратный метр на 1 жителя в год.
Но пока это светлое будущее еще на наступило, зато в городе накопилось огромное количество жилищных проблем. В коммунальных квартирах в историческом центре города проживают более 300 тысяч семей. Причем без всякой надежды на расселение, ибо те квартиры, которые были привлекательны для частных инвесторов, практически все расселены.
Не менее острой является и проблема реновации так называемых хрущевок. В таких домах, по разным подсчетам, живут более 400 тысяч петербургских семей. Очевидно, что заявленный городским правительством объем ввода должен предусматривать также ввод нового жилья не менее 1 миллиона квадратных метров в этих депрессивных районах.
Практически не движется очередь и по программе «Молодежи – доступное жилье», что негативно влияет на демографическую проблему. Стоит и программа жилья для работников бюджетной сферы.
Таким образом, потребность в жилье у жителей Санкт-Петербурга огромна. Поэтому Генеральным планом Санкт-Петербурга предусмотрено к 2025 году строительство 70 миллионов квадратных метров жилья с выходом на 37 квадратных метров в среднем на человека.
Но многие эксперты выражают сомнения в реальности такого бурного роста жилищного строительства. Необходимо вдвое нарастить мощности строительного комплекса города. Но это практически невозможно без возвращения на рынок компаний среднего строительного бизнеса. Еще несколько лет назад такие компании, которые вводили несколько домов в год общей площадью 15–20 тысяч квадратных метров, строили до 40 процентов общего объема жилищного строительства в городе. В настоящее же время рынок жилищного строительства монополизирован десятком крупных инвестиционно-строительных компаний, которые хорошо известны в Петербурге. Вместо того чтобы строить, некоторые из них спекулируют землей.
В то же время компании среднего строительного бизнеса практически лишены возможности получить в аренду земельные участки на проводимых аукционах. В результате объем строящегося такими компаниями жилья снизился до 10–15 процентов. Свыше 100 таких компаний были вынуждены уйти с рынка. Наш «Союзпетрострой», в котором 92 процента его членов относятся к компаниям среднего и малого строительного бизнеса, в начале этого года остро поставил перед городскими властями проблему возрождения среднего и малого строительного бизнеса. Мы добились распоряжения губернатора о доработке программы развития конкуренции в сфере строительства. Будут выставлять на торги малые лоты земельных участков, доступные средним компаниям. Оптимизируется схема получения разрешений на строительство – с целью снижения административных барьеров и уменьшения коррупционных контактов застройщиков с чиновниками.
Но не менее важна и обратная сторона медали: проблема доступности приобретения жилья населением. В первую очередь это, конечно, платежеспособный спрос, который напрямую зависит от роста доходов населения. А также доступность для граждан банковских кредитов. К сожалению, при заявленных премьер-министром 5–6 процентах ипотечного кредитования и при ставке рефинансирования Центробанка РФ в 8,25 процента средняя ставка кредитов в Санкт-Петербурге не опускается ниже 14–15 процентов годовых. При такой ситуации платежеспособного спроса населения на заявленный комитетом по строительству удвоенный ввод жилья явно не будет хватать. А кому нужны построенные, но пустующие квартиры?
Решение острейшей для нашего города жилищной проблемы возможно лишь при соблюдении следующих основных условий. Первое – увеличение предложения и развитие конкуренции на строительном рынке. Второе – обеспечение роста платежеспособного спроса населения. А также, разумеется, резкое увеличение объемов финансирования строительства жилья из городского бюджета.
Лев Каплан, вице-президент, директор «Союзпетростроя», доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, почетный строитель России
Проблема поставлена. Но кто будет ее решать
Вряд ли случайно, что премьер Владимир Путин в своем выступлении в Госдуме в одной фразе соединил необходимость поддержки малого предпринимательства и борьбы с коррупцией: «Нужна эффективная поддержка предпринимательства, подавление коррупции, которая тянет нас назад и деморализует общество». Ведь, кроме очевидной взаимосвязи этих проблем, без решения каждой из них будущее страны весьма неприглядно.
В цивилизованных странах малое предпринимательство обеспечивает в среднем три четверти ВВП (у нас – одну), к тому же в силу мобильности оно более кризисоустойчиво и легче воспринимает новшества. Однако экономика все же вторична – гораздо важнее социальная роль «народного бизнеса», ведь малое предпринимательство – главный поставщик кадров для формирования среднего класса. Который в свою очередь идеальный по стабильности фундамент государства. Всему миру давно ясно: революционные потрясения для собственности бесследно не проходят (отберут, сожгут, в любом случае ущерб нанесут), поэтому «мелкий лавочник» будет сам всячески препятствовать любому «раскачиванию лодки». Увы, у нас возникший в середине 1990-х средний класс стремительно сокращается (сегодня к нему принято относить семьи со среднедушевым ежемесячным доходом в 70 тысяч рублей), главным образом за счет уничтожения малого предпринимательства.
И причина – коррупция, которую не стоит воспринимать просто как банальные взятки. Ведь в буквальном переводе коррупция – «порча», в данном случае – порча всей властной системы. За 20 лет мы умудрились построить государство, в котором главенствует ориентация на личный и исключительно материальный успех любой ценой. Поэтому чем ниже по вертикали власти, тем меньше дум о судьбах России и больше грез о лондонских особняках и швейцарских счетах. А материализовать их проще «с небольшой помощью друзей» из крупных (транснациональных) корпораций, ради желаний которых извлекать сверхприбыли в бесконкурентной среде и ликвидируется малый бизнес.
Вот пришла в Петербург сетевая торговля – и власти смели свыше 40 тысяч малых торговых точек. А поскольку транснациональные торговые сети нацелились на всю Россию, полученный в Санкт-Петербурге опыт был заложен уже в федеральный закон о розничной торговле.
Захотелось крупным турагентствам работать в одиночестве – и законом о финансовых гарантиях были выбиты малые турфирмы, так же обстояли дела и в сфере пассажирских перевозок и обменных пунктов.
Только пошли разговоры, что к нам в Петербург собираются крупные гостиничные сети, — и сразу мини-отели попали в немилость (вплоть до возбуждения уголовных дел). Кто следующий?
Коррупция привела к тому, что современный чиновник, как правило, не слуга общества, а воевода «на кормлении». А такому, понятно, средний класс не только не нужен, но и опасен, ведь имущественно независимый от государства гражданин и вопросы неудобные задать может (например, куда бюджетные деньги деваются и откуда у членов семей чиновников многомиллионные доходы), и ответ потребовать. Местечковым князькам значительно милее те, кто от зарплаты до зарплаты с трудом дотягивает, – им не до вопросов, им бы выжить. Дал прибавку тысяч в пять рублей – они и рады.
Конечно, чиновники помнят, что в результате подобной политики деклассирования неизбежно растут ряды тех, кому «нечего терять, кроме своих цепей», но надеются, что успеют завершить карьеру до того, как возникнет критическая масса желающих «приобрести весь мир». А ведь могут и не успеть – или в нужный момент в личном самолете что-то откажет, или топливные баки вдруг окажутся пустыми…
Вот и получается, что проблему премьер поставил абсолютно правильно. Но вот кто решать ее будет? Морально-нравственные ценности нынешних государства и общества относят коррупцию к одному из наиболее эффективных способов достижения личного имущественного успеха, а фактический геноцид малого предпринимательства – к естественному проявлению господствующей у нас идеологии социал-дарвинизма.
Судя по всему, для решения поставленных премьером задач страна настолько отчаянно нуждается в новой силе, что она обязательно должна появиться. И не стоит забывать, что зачастую новое – это хорошо забытое старое.
Алексей Третьяков, председатель Ассоциации малого и среднего бизнеса в сфере потребительского рынка