Предъявите билет!
Сегодня официально начинают брать плату за проезд по первому участку Западного скоростного диаметра (ЗСД) – от съезда с Кольцевой автодороги до Благодатной улицы. В тестовом режиме трасса заработала еще несколько месяцев назад, но теперь за право проехать по ней водителям придется платить.
Сколько автомобилей, грузовиков и автобусов прошли по открытому участку Западного скоростного диаметра с момента его открытия в октябре прошлого года, никто особенно не считал. В администрации ЗСД корреспонденту «НВ» сообщили, что замер интенсивности движения, конечно, ведется постоянно, но пока слишком рано говорить о каких-то тенденциях. Например, определять пиковые часы нагрузки трассы. Тем более что теперь она значительно уменьшится. Далеко не все водители готовы расставаться с кровно заработанными рублями ради удовольствия проехаться по не слишком длинному куску дороги. Иными словами, эксперты могут только прогнозировать возможный транспортный поток.
– На первых порах большая часть автовладельцев уйдет с ЗСД, – уверен логистик одной из петербургских транспортных компаний Андрей Филатов. – Это нормальное явление. Когда этот участок был бесплатным, многие пользовались им. Но теперь неминуем отток. В первую очередь потому, что существующая трасса, по сути, не является магистралью, способной обеспечить беспрепятственный проезд из одного конца города в другой. Вот когда ЗСД построят полностью – тогда эта дорога станет очень популярной.
В администрации ОАО «ЗСД» эту точку зрения не разделяют.
– По нашим расчетам, открытый участок окажется у автомобилистов очень востребованным, – рассказали корреспонденту «НВ». – Причем как у владельцев легковых автомобилей, так и у водителей тяжелых грузовиков. Ведь подключение ЗСД к Автомобильной улице позволит быстро попадать в 3-й и 4-й районы Морского порта, а через него идет огромное количество грузов.
Уход определенной части автомобилистов с ЗСД грозит серьезно ухудшить и так непростую дорожную ситуацию на прилегающих к нему трассах. Больших пробок и заторов стоит ждать на Кубинской и Краснопутиловской улицах. Также значительные перегрузки ждут Благодатную улицу. И это только крупные магистрали, а что станет твориться на узких трассах, таких как Кузнецовская или Варшавская улица, даже представить страшно.
Есть вопросы и к самой организации движения по ЗСД. Водители опасаются, что даже при согласии платить за проезд им придется терять время в очередях перед турникетами (они установлены в районе Автомобильной и Благодатной улиц), ведь схема оплаты до сих пор не отработана. Это признают и в руководстве магистрали.
– Допускаем, что пробки перед пунктами оплаты проезда действительно могут возникнуть, – сообщили в администрации. – Платная дорога – дело для Петербурга абсолютно новое, неизвестное. Поэтому возможны некоторые шероховатости. Чтобы их было как можно меньше, на подъездах к ЗСД устанавливаются знаки и информационные щиты, а водителям раздаются буклеты с информацией.
Стоимость проезда утверждена еще в начале апреля и на первый взгляд непомерной не кажется. Тариф для легковых автомобилей – 30 рублей днем и 10 – ночью. Билет для владельцев габаритных джипов, легких грузовиков и микроавтобусов – 40 и 20 рублей соответственно. Проезд больших автобусов и автомобилей с прицепом оценили в 70 и 30 рублей в зависимости от времени суток. А самыми дорогими оказались фуры – для них тариф составляет 100 и 50 рублей.
Оплатить проезд можно тремя способами – наличными деньгами, банковской или бесконтактной картой (анонимной или именной), а также с помощью «транспондера». Последнее устройство наиболее перспективно – оно устанавливается на лобовое стекло машины, и при проезде через турникет автоматика считывает с него нужную сумму. Правда, за 2 недели их продали всего тысячу штук. Петербуржцы больше доверяют БСК – карты купили уже 3 тысячи человек.
– 30 рублей для легковушки – цена приемлемая для всего ЗСД, но не для участка длиной всего в пару километров, – уверен заместитель руководителя общества автомобилистов Московского района «Наши дороги» Сергей Павлов. – Какой смысл платить за преодоление этого отрезка, если упрешься все равно в глухо стоящую Благодатную? Введение платного проезда – это стратегическая ошибка. В нынешнем виде ЗСД нужен только водителям грузовиков, идущих из порта. Боюсь, что трасса останется пустой хотя бы до введения в эксплуатацию следующего участка ЗСД.
Никита Рубцов. Фото Евгения Лучинского