В метро станет безопаснее? Или неудобнее?
Что принесут пассажирам новые меры, на которые Петербургскому метрополитену из федерального бюджета выделено 513 миллионов рублей, и когда эти меры заработают
Через несколько дней на станции «Технологический институт» заработает первый полноценный пункт досмотра подозрительных пассажиров. Помещение с «панорамным остеклением» появится в верхнем вестибюле перед турникетами. Как скоро городская подземка выполнит новые требования к обеспечению безопасности на транспортных объектах и чем это обернется для пассажиров, выясняли корреспонденты «НВ».
– Стеклянные стены – прекрасное решение! – поделился своим мнением с корреспондентом «НВ» источник в управлении внутренних дел на метрополитене. – Во-первых, в случае чего пассажиры смогут подтвердить, что, допустим, запрещенный предмет принадлежит именно задержанному, если тот попытается отпираться. А во-вторых, и сами полицейские окажутся под контролем общественности.
Между тем многие пассажиры уже сегодня опасаются страшной давки на входе на станцию. В метрополитене петербуржцев спешат успокоить: металлоискатели у каждой двери никто монтировать не собирается. Досмотр же полицейские станут осуществлять «на глаз» – они могут выхватить из толпы показавшегося им подозрительным гражданина и провести его в «аквариум».
А вот что за оборудование входит в необходимый перечень досмотровой комнаты, в метрополитене тщательно скрывают. По словам официального представителя подземки Юлии Шавель, запрет на предоставление такой информации поступил из «силовых структур». Однако корреспондент «НВ» смог выяснить, что список составлялся на основе подобных пунктов, расположенных в аэропорту Пулково.
Кстати, если Госдума поддержит предложение силовиков узаконить досмотр в метро (с таким предложением к парламентариям вышло руководство МВД), система безопасности в подземке может стать многоступенчатой. Но это, похоже, перспектива весьма отдаленная.
А что в ближайшем будущем?
– Досмотровые комплексы должны появиться на всех станциях, – сообщила Юлия Шавель. – Но точной даты, к которой их планируется оборудовать во всем петербургском метрополитене, нет. Пока ясность наступила лишь в отношении «Технологического института». Следующие на очереди – другие станции пересадок и узлы, связанные с вокзалами. Все будет зависеть от объема средств, деньги на эти цели выделяет федеральный бюджет. А еще необходимо провести конкурс.
Федеральный центр выделил петербургской подземке 513 миллионов рублей – их, по оценкам специалистов, должно хватить с лихвой. Вот только эксперты высказывают опасения, что на некоторых станциях (например, в «Автово» или на «Площади Восстания») появление таких «аквариумов» невозможно в принципе, так как их вестибюли перегружены пассажирами. По словам Юлии Шавель, для каждой станции приходится делать индивидуальный проект, исходя из ее «архитектурных особенностей». Так что до конца нынешнего года средства точно освоить не удастся.
Никита Рубцов. Фото Александра Гальперина