Рынок без конкуренции – не рынок
Прочел очень интересный нам всем, покупателям, репортаж Валерии Брагинской «Весело обвесили» о тайных приемах торговли некоторых продавцов на рынке («НВ» от 23.04.2011 г.). Знания получил полезные. Пригодятся. Но «за кадром» остался вопрос, который тут сразу напрашивается: упомянутое расхожее присловье «не обманешь – не продашь» – это что: вечный девиз торговли вообще, «безотказно действующий в Средневековье и в век космических технологий», как пишет Валерия? Или это все же некое своеобразие нынешней российской торговли?
Некоторые ведь публично заявляют – мы это нередко слышим, – что массовое воровство, в торговле в том числе, к нам пришло вместе с рыночной экономикой. А бывшая командно-плановая в советские времена подобным недостатком не страдала. И когда заходит речь о таких вот фактах, как массовый обман, обвес, едва не торжествуют: смотрите, до чего довел страну рынок. А что? Если особо не вникать в суть, на поверхности будто бы так оно и есть. Что у нас нынче на дворе в экономике? Рынок. А вот его результат. Какие могут быть возражения?
Но дело в том, что рынок рынку рознь. В отчих краях он тоже был разный в былые времена. Рыночные реформы у нас происходили еще в середине – конце позапрошлого века. В 1863 году вместе с отменой крепостного права российское население «всех сословий без различия пола» впервые получило возможность заниматься бизнесом, что в итоге и способствовало экономическому подъему страны. Но далеко не сразу, только в начале прошлого века деловые газеты и журналы стали писать о том, что торговля, предпринимательство в целом перестраиваются на цивилизованный лад, когда в ходу правило: «самый выгодный бизнес – это честный бизнес». Чтить такой порядок заставляла растущая с развитием предпринимательства конкуренция. А с ней росла у деловых людей и забота о своей деловой репутации, испортить которую было то же самое, что отдать своих покупателей и партнеров конкурентам, а себя приговорить к банкротству, отлучению от всех благ. Что же – сегодняшним вороватым торговцам, о которых речь в материале Брагинской, это не грозит?
Судя по результатам контрольного взвешивания товаров, о котором рассказывается в репортаже – видимо, не очень. А почему? Рынок же. Обманутые покупатели сбегут к соседним продавцам. Почему конкуренция у нас не действует, как, например, в Швеции, где торговля, о чем тоже повествуется в репортаже, организована так, чтобы даже подозрений на обвес у покупающих граждан не возникало? Да потому, что там она – конкуренция – есть, а у нас ее в полноценном виде нет. И почему нет, даже известно. Во-первых, по статистике, торговых площадей даже в Москве и Петербурге на тысячу жителей в 2–3 раза меньше, чем, например, в Варшаве, вообще в развитых рыночных странах. Не говоря уже о том, что на этих площадях теперь преобладают в основном торговые сети, а магазинчиков шаговой доступности не хватает, хотя об этом странном для рыночной экономики дефиците давно говорят, как о проблеме, которую надо решать.
То есть деловой, обстоятельный этот репортаж – хороший повод еще раз напомнить читателям и потерпевшим покупателям: проблема сегодняшней торговли не потому, что рынок, а потому, что в нем не достает как раз основного рыночного механизма – конкуренции. Без нее же – это монопольная торговля вроде советской, а то и похуже. В других отраслях, кстати, такая же ситуация. А сам по себе рынок тут ни при чем.
Николай Солодов, предприниматель