Спорт

«В поражении заложена огромная сила»

25 май

Психологи уверены, что, пока в России спортсмены не научатся проигрывать, они не смогут и побеждать

Разговоры о необходимости привлечения опытных психологов возникают всякий раз, когда команды или выступающие в индивидуальных дисциплинах спортсмены не добиваются тех результатов, которых от них ждали. Слово «мотивация» неизменно возникает, если речь идет о важном турнире. Этой самой мотивации, по мнению специалистов и болельщиков, не хватило сборной России по футболу, чтобы выиграть в стыковых матчах и попасть на чемпионат мира в ЮАР, с ее отсутствием многие связывают невыразительную игру нашей хоккейной сборной. В психологии ищут причины неудачного выступления петербургского СКА в розыгрыше Кубка Гагарина, а главный тренер «Зенита» Лучано Спаллетти недавно признал, что у его подопечных есть «психологическая опустошенность». Но так ли необходим спортсмену психолог? На этот вопрос «НВ» ответили специалисты петербургского Агентства спортивной психологии Ирина РЮХИНА, Ольга ГОРОХОВА и Татьяна СВИДЛОВА.

Ирина Рюхина: У нас в России считают, что психолог спортсмену не нужен. Эту функцию, как правило, выполняет тренер. Конечно, если у наставника большой опыт и он тонко чувствующий человек, он способен справиться и с этой работой. Но иногда тренер, занимающийся с ребенком не может увидеть, к какому психотипу относится его подопечный. Затем наступает переходный возраст, когда найти общий язык с ребенком сложно даже родителям. Но тренеру не всегда хватает времени для индивидуального подхода. Поэтому многие дети в 14 заканчивают со спортом и уходят на улицу.

Татьяна Свидлова: Конечно, тренер, если он работает с командой, может себе позволить быть только мотиватором и при этом достигать больших успехов. Но только в том случае, если четко осознает, в чем его сильная сторона, не отрицая свои слабости. Допустим, он силен в мотивации игроков и приглашает в свою команду людей, которые смогли бы компенсировать его менее сильные стороны как тренера. Например, берет в свою команду тренера, который бы занимался вопросами тактики. Тренер как бы отчасти делегирует ему эту функцию. У такого тренера, кстати, обычно очень яркая карьера, и сам по себе он очень заметен.

Ольга Горохова: Существует другая проблема. Зачастую тренер ждет от психолога «таблетку от всех болезней», не понимая, что это колоссальная работа. Минимум полгода. И для этого психологу необходимо стать частью команды. Инициатива приглашения психолога должна исходить в первую очередь от руководства клуба, если оно заинтересовано в тренере, игроках и конкретном результате. В команде, как правило, играет много звезд, и трения возникают. Психологу проще решить этот конфликт. Особенно это важно сейчас, когда среди наставников много иностранцев, существует языковой барьер. При этом к женщинам и мужчинам нужны совершенно разные подходы. Например, когда я была игроком, наш психолог три месяца подводила команду к финалу чемпионата России. Убеждала, что мы самые красивые, самые лучшие, что тренер втайне нами восхищается, о чем не раз ей говорил в индивидуальных беседах, хотя на публике и ведет себя как тиран. А тренера убеждала, что мы в нем души не чаем. Наш соперник уже заказывал себе медали, но благодаря психологу у команды была такая мотивация, что мы выиграли.

Т. С.: В России некое культовое отношение к победе. Для нас есть только одно место – первое. За достаточно короткий срок истории на нашу страну выпало слишком много страшнейших войн. То поколение спортсменов, которое сейчас выступает, очень близко к тем, кто воевал. Еще нет хорошей технико-тактической базы, а мотивация уже заложена в наших генах. Победа любой ценой. Страна не готова принять проигравших, только победителей. Более того, просто победа нас не устроит. Важно порвать врага. Победа должна быть абсолютная, подавляющая, добытая в страшной борьбе. Отголоски войны еще долго будут звучать в нашем спорте. Но пока мы не научимся проигрывать, будем упускать победы, а развитие спорта будет тормозиться. Самые талантливые проигрыши были у фигуристов Майи Усовой и Александра Жулина. Кто у нас сегодня один из самых медийных и успешных тренеров? Александр Жулин! Этот человек грамотно поработал с проигрышем. Сумел гениально использовать полученную энергию. Как минимум его ученики приняли свое поражение и поняли, что оно дало им силу.

Как чаще всего люди поступают с негативными эмоциями? Пытаются от них избавиться. То есть закрыть глаза и сказать: «Этого не было. Я больше не боюсь». А ведь в таких эмоциях заложено очень много силы. Это большой источник энергии, дополнительных сил для восстановления. Я рекомендую не избавляться от страхов, а использовать их. Самое первое, что нужно сделать, это признать страх в себе. А затем убедить себя, что случившееся не помешало тебе, а, наоборот, сделало сильнее.

О. Г.: Вообще к нам чаще обращаются люди, занимающиеся индивидуальными видами спорта. В Европе, Америке и Китае, например, с таким спортсменом могут работать три психолога, каждый в своей области. Иногда инициаторами сотрудничества с психологом становятся родители занимающегося спортом ребенка. Кстати, с помощью психолога можно выявить, в каком виде спорта ребенок сможет быть наиболее успешен. Случается, что помощь просят опытные спортсмены, которых в свое время не научили, как настроиться на игру, как не перегореть перед соревнованием.

И. Р.: А вот в Америке и Китае существуют психологи для каждого вида спорта в отдельности. Глубокое знание тактики, техники, нервной системы спортсмена в том или ином виде спорта – одно из основных условий для этого вида деятельности. Идеально, если психолог сам занимался спортом. В этом случае он сможет говорить со спортсменом на одном языке. Может, однажды мы приблизимся к западной практике. Хотя бы один психолог в штате команды!

Т. С: Часто роль психолога выполняют приметы, суеверия. У спортсмена есть некая схема того, как достичь результата. И когда все, что можно, сделано, а полной уверенности в себе нет, на помощь приходит суеверие. Это тот случай, когда надежда не только на себя, но и на правильно зашнурованную бутсу например. Так, многие фигуристы возят с собой на турниры в качестве талисманов мягкие игрушки. Был забавный случай, когда спортсменка, вступающая за олимпийскую сборную, перед самым стартом обнаружила, что ее талисмана на бортике нет. Ее маме пришлось бежать через весь дворец в раздевалку за игрушкой. Только после этого фигуристка вышла на лед. А тренер Елена Чайковская много лет ездила на соревнования по фигурному катанию в шапке, которая со временем приобрела довольно непрезентабельный вид. Тем не менее спортсмены в сборной чуть ли не требовали, чтобы она носила эту шапку удачи!

 

Записала Янна Сметанкина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+1