Культура

Петлюра и Кулик исповедуются публично

28 май

Проходящие в эти дни в Лофт Проекте ЭТАЖИ гастроли московского театра «Практика» при поддержке мастерской «Событие» можно без натяжки назвать настоящим событием для Петербурга. Проект носит название «Человек.doc». Идея принадлежит художественному руководителю «Практики» Эдуарду Боякову.


Гермесу Зайготту пришелся по душе проект «Человек.doc» искренностью интонации



Герои постановок – десять ярких, харизматичных, принадлежащих к разным поколениям и профессиям людей, каждый представляет откровенный рассказ из своей жизни. Двух персонажей - художника Олега Кулика и драматурга Александра Гельмана – играют профессиональные актеры. Остальные – композитор Владимир Мартынов, переводчик Бронислав Виногродский, ученый Олег Генисаретский, сценарист Ольга Дарфи, поэт Андрей Родионов и другие – выходят на сцену сами. В проект включена выставка «Вещдоки», на которой представлены предметы, взятые из личных архивов героев спектаклей.

 

Для каждого персонажа драматурги писали пьесу, которую основывали на документальных рассказах героя, с кем-то беседовали по несколько дней, иногда хватало одного вечера за «рюмкой» водки. Постановки сделали профессиональные режиссеры. Драматург Александр Гельман написал пьесу для себя сам. В спектакле «Последнее будущее» актер Федор Степанов рассказывает от имени Гельмана трогательную и трагичную историю жизни, детства, которое герой провел в еврейском гетто, где на его глазах погибли двенадцать родных ему людей.

- Все спектакли проходят по-разному: есть совершенно точные очертания роли, заученные монологи – и есть постановки, где импровизации происходят постоянно, как у художника и коллекционера Александра Петлюры, который вносит всякий раз свои добавления в рассказ, - говорит Эдуард Бояков. - Не в этом суть. Главное, что с помощью найденного нами хода мы открываем тот шлюз, который необходим как нашим героям, так и зрителям. Зачем придумывать замысловатые сюжеты, когда сама жизнь бывает богаче и непредсказуемее любой фантазии? И зритель это оценивает, он верит драматургически точно выстроенным, искренним, живым монологам.

Самое любопытное в этой истории – что от замысла привезти десять спектаклей проекта «Человек.doc» в Петербург из Москвы до реального воплощения прошел всего месяц и десять дней. Впечатлившись от увиденного в Москве спектакля «Игра на барабанах» (исповедь Олега Кулика, получившего известность как «человек-собака»), директор мастерской «Событие» Дина Крымская предложила Эдуарду Боякову приехать в Петербург с гастролями. Была выбрана наиболее подходящая для этой цели площадка – Лофт Проект ЭТАЖИ на Лиговском. И буквально за считаные дни построен, выкрашен в черный цвет, оснащен осветительным оборудованием, звукоаппаратурой зрительный зал на 100 мест. Современные технологии позволяют монтировать помещения очень быстро. Кстати, помощи у города мастерская «Событие» не стала просить, может быть, потому, что не хотелось затягивать сроки, не терпелось сделать полезное новое впрыскивание в застоявшуюся театральную атмосферу Питера. В течение года мастерская «Событие» собирается здесь проводить разного рода фестивали, проекты, выставки, выступления, мастер-классы.


Кстати, в Ночь музеев именно это место в ЭТАЖах и было самым привлекательным для тусовавшейся здесь молодежи. Выставка «Вещдоки», состоящая из предметов, взятых из личных архивов героев спектаклей, – очень организовала пространство второго этажа.

Первый вечер прошел с ажиотажем: образ «человека-собаки» Олега Кулика уже много лет вызывает неизменный интерес у публики. Люди сидели на полу в проходах и с интересом ловили мысли из монолога главного российского художника-скандалиста, которые доносил актер театра «Практика» Антон Кукушкин. На удивление, персонаж предстал перед зрителями вовсе не тем бунтарем-хулиганом, каким его обычно видят, а довольно рефлексирующей, во всем сомневающейся и занятой поисками смысла жизни личностью. Рассуждения о Мавзолее Ленина как о спуске под землю, как о встрече с отсутствующим мозгом перемежались с образом  обезьяны, которую человек убивает для того, чтобы показать лицо «живой» природы в музее. Шаг за шагом становилось яснее, почему от этого странного и страшного мира Кулик поехал лечиться на Тибет и в Монголию.

- Я смотрю этот спектакль уже в пятый раз, и он меня всегда самого завораживает, магически притягивает, и я не могу уйти из зала, - признался мне на следующий день Олег Кулик. – Сегодня утром я встал, страшно не любя себя, подумал о том, что вот и текст этот написал не я, а молодой талантливый драматург Евгений Казачков, да и произносить его я не решаюсь, потому что постоянно хотел бы его изменять, ведь я каждый день другой, возможно, хуже того, кто предстает перед зрителями. Во всяком случае, моя бывшая жена сказала, что сценический персонаж ей понравился больше.

Друг Кулика музыкант и художник Гермес Зайготт играл себя на сцене сам. Он рассказал о своем удивительном путешествии в Америку. Всего за полтора часа зритель в ярких картинках увидел мытарства и взлеты девяти лет жизни человека, перекочевавшего из перестроечного СССР в Лос-Анджелес. Вот он, таксист, живет в каморке в мексиканском квартале, продает авто, женится на никарагуанке, получает грин-карту, вот уже переселяется в шикарный пятиэтажный особняк с американским другом, где выращивает коноплю и борется за легализацию марихуаны в штате Калифорния. Вот случаются фантастические встречи с Джеком Николсоном, Вуди Харрельсоном, роман с сумасшедшей девушкой… А потом тюрьма, психушка и побег из Америки. За девять лет капитал нашего героя увеличился в два раза – с 200 долларов до 400. Но главное не в этом - он прошел тот путь, который не оценишь никакими деньгами.

Драматургу Владимиру Забалуеву работать с Зайготтом было и легко, и трудно – история была преподнесена будто бы на блюдечке, но не хватало внутреннего конфликта героя с самим собой:

- Помогли мои идиотические вопросы, которые то и дело сбивали Гермеса с толку, и вышли наружу те необходимые детали, без которых драматургическая линия не может выстроиться.

Успех у петербургской публики получил и спектакль, который сыграл художник и дизайнер, коллекционер старых вещей, «адмирал мусора» Александр Петлюра – в Москве и в Европе личность очень популярная. Для начала по приезде в Питер он побывал на рынке на Удельной, запасся «новыми» старыми вещами, и это изменило начало спектакля - он посетовал, что нынешний Петербург утратил очарование прежнего города, когда форточки затыкали старыми колготками и по улицам ходили колоритные персонажи, каких теперь не встретишь.

Петлюра доставал одну за другой из обшарпанных чемоданов вещи советской эпохи – замызганные, выносившиеся, по-дурацки и нелепо скроенные галстуки, платья, рубашки, трусы – и рассказывал о людях, которые их носили, или о том, каким путем ему доставались эти вещи. Смешно, и трогательно, и анекдотично рассказанные легенды приоткрыли нам новый подход: никому не нужные вещи могут оказаться красивыми с точки зрения своей истории и связи с человеком. В своем потрясающе смешном и артистичном спектакле Петлюре удается доказать, что культуру страны и эпохи можно и нужно изучать через мусор.

Проект «Человек.doc» продлится в Петербурге до 29 мая. Впереди еще несколько интересных, очень искренних и важных для осмысления мира откровений. Тем более ценно, что подряд все десять спектаклей играются впервые, и именно в северной столице.



Актеру театра «Практика» Антону Кукушкину удалось глубоко погрузиться в образ Олега Кулика




Олег Кулик предстал воочию перед зрителями лишь по окончании спектакля «Игра на барабанах»




Эдуард Бояков очень рад был показать петербургским театралам полностью весь проект




Александр Петлюра единственный человек в нашей стране, кто собрал уникальную коллекцию старой одежды и обуви советского периода

 

 

Елена Добрякова. Фото Александра Гальперина и Елены Добряковой
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+2