Плавали – знаем
Мы выяснили, почему так дороги речные прогулки по Петербургу
С наступлением сезона белых ночей в Петербурге началось активное движение по рекам и каналам города. Почти круглосуточно сотни прогулочных корабликов снуют по водным артериям Петербурга, а их пассажиры восхищаются шедеврами архитектуры. Вот только заказать индивидуальную прогулку по карману далеко не каждому. Если часовую экскурсию на речном трамвайчике еще может себе позволить большинство россиян (цена от 400 до 600 рублей с человека), то часовая аренда 4–6-местного катера (чтобы прокатиться с семьей или друзьями, как это принято в Европе) обойдется уже в немыслимую сумму – от 6 до 10 тысяч рублей. Это 150–250 евро! Почему цена прогулки по Неве, Мойке или Фонтанке значительно превышает ценник на подобные услуги в Европе, выясняли корреспонденты «НВ».
Середина теплого майского дня, центр Петербурга. Через каждые 150–200 метров на невских набережных, у мостов и спусков к воде, зазывалы бубнят в свои мегафоны давно заученный и тысячекратно повторенный призыв прокатиться на кораблике: «Вы увидите Эрмитаж, Петропавловскую крепость, пройдете под разводными мостами. Только с воды можно оценить истинную красоту Петербурга!..» И так далее. У причалов выстроилась очередь из судов, ожидающих пассажиров.
А вот у пришвартованных рядом небольших быстроходных катеров столпотворения не наблюдается. Один из капитанов дремлет, двое других лениво переставляют шахматные фигуры. При появлении корреспондента «НВ» они оживляются:
– На катере не желаете прокатиться? Зайдем в любое место по вашему желанию. У нас маршрут не такой, как у больших судов. Там-то что! Все стандартно… А я могу подвезти, например, прямо к Чижику-Пыжику – монетку сможете не бросить, а положить! Впечатлений на всю оставшуюся жизнь хватит!
А действительно, почему бы не прокатиться? Вот только цена… 7000 рублей за час прогулки отбивают всю охоту к водным прогулкам.
– Могу сбросить до шести тысяч, но ниже – никак, – разводит руками капитан. – Иначе я в минус уйду, какой смысл тогда работать?
Лукавит владелец катера. Даже если бы стоимость часовой прогулки была вдвое ниже, он все равно заработал бы.
– Цена складывается из нескольких компонентов, – рассказывает петербуржец Алексей, в течение нескольких лет подрабатывавший частным водным извозом. – Для начала необходимо заплатить за аренду причала или куска набережной. Для этого придется заключить договор с КУГИ. Обычно несколько человек объединяются и подают общую заявку – это проще и дешевле. Основная же расходная часть – топливо. В зависимости от мощности катера его стоимость составляет в цене часовой прогулки от 25 до 30 процентов. Амортизацию не считаем, это копейки. В общем, реально поездка обходится примерно в 3 тысячи за час. Говорят, правда, что у некоторых возникают проблемы с инспекторами ГИМС. Говорят, эти вопросы решаются за деньги. Но лично я с этим ни разу не сталкивался. Соблюдай правила – и все будет в ажуре.
По словам собеседника «НВ», часть владельцев свободно могли бы сбросить цену, но сделать им это просто не дадут.
– Существует негласное правило: будь как все – и тогда тебе дадут нормально работать, – продолжает Алексей. – Самых «умных», тех, которые перехватывают клиентов и демпингуют, быстро научат уму-разуму. Как? Очень просто. Сначала поговорят по-хорошему. А если человек не понимает, могут и бока намять, и катер сжечь. Несколько лет назад такие случаи были нередки. Но я сразу скажу: кто это делал, не знаю и вообще не хочу обсуждать эту тему. Да и сегодня мне сложно представить подобное – все уяснили правила игры, рынок поделен… Кроме того, зачем напрягаться и делать пять-шесть дешевых рейсов в день, если можно сделать два-три дорогих? А клиенты найдутся – в этом можете не сомневаться.
Словосочетание «водная мафия» наш собеседник не употребляет. И вообще все разговоры на эту тему сразу же обрывает. Даже при том, что он уже не занимается этим бизнесом. Но насколько реально влиться в этот бизнес человеку со стороны? Корреспондент «НВ» решил сыграть роль начинающего предпринимателя и на собственном опыте прочувствовать все его прелести.
– Ну ты очнулся, парень! – со смехом отвечает на вопрос о возможности стать его коллегой один из капитанов. – У тебя причал-то хоть арендован?
– В том-то и дело, что нет. Я только три дня назад катер купил. Вот решил подзаработать.
– А что за катер?
– Bayliner 192 Discovery, – к разговору я подготовился, выучил названия наиболее ходовых катеров и их характеристики.
– Неплохая техника. Мощности маловато, но в целом пойдет. Но здесь тебе нечего ловить. По крайней мере в этом сезоне. Если действительно хочешь работать, начинай осенью мониторить ситуацию, звони в КУГИ, договаривайся об аренде причальной стенки. Плюс к этому времени уже успеешь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Учти, правила у нас жесткие – против коллектива не попрешь. Не наглей – и тогда все получится. А пока – извини.
На вопрос же о «крыше» и ее аппетитах капитан отвечает уклончиво:
– Со временем сам все узнаешь.
Никто из наших собеседников не сказал, какой «коррупционный налог» они платят.
Между тем лучше всего, как удалось выяснить, идут дела у владельцев катеров, пришвартованных на Дворцовой набережной, у Синего и Зеленого мостов на Мойке, у Аничкова моста на Фонтанке и у Дома книги на канале Грибоедова. У новичка арендовать эти места шансов практически нет. Наш собеседник намекнул, что «рублевые» места отдаются либо по блату, либо за большие деньги. Зато вполне реально взять в аренду места на стыке исторического центра и промышленных районов. Но в таком случае придется очень хорошо постараться, чтобы найти клиентов: либо потратиться на рекламу, либо заключить соглашение с туристическим агентством, представители которого будут направлять своих клиентов прямиком к тебе. Разумеется, не по доброте душевной. С каждого клиента агентство возьмет 20–25 процентов.
– Петербург в последнее время становится очень дорогим для туристов городом, а стоимость прогулок на катере и вовсе зашкаливает, – отмечает заместитель директора одного из российско-итальянских совместных предприятий Паоло Паццини. – В Европе бизнес с такими ценами прогорел бы за неделю-другую. Я здесь регулярно бываю уже четвертый год, но все никак не могу привыкнуть. В Венеции, например, кроме гондол есть и катера-такси. В любой конец города в разгар сезона за 20 евро довезут. Кроме того, ходят вапаретто – как у вас говорят, маршрутки. Они следуют по определенной трассе, билет на сутки стоит 18 евро. Вот у вас их тоже начали активно развивать. Может, после этого цены упадут?..
Возможно, гость из Италии прав. Но есть и еще один вариант: можно решить вопрос с катерами так же, как решили его с такси в Пулково. Там тоже долгое время процветала «мафия». Но ничего, проблему решили – провели среди транспортных компаний конкурс с жесткими условиями: каким должно быть состояние автопарка, поведение водителей, какие рекомендуются цены. По той же схеме можно «окультурить» и водных извозчиков.
их нравы
Венеция. Быстроходные катера-такси стоят 20 евро. Аренда гондолы обойдется от 40 до 70 евро за час в зависимости от сезона, страны происхождения туриста и настроения гондольера. Правда, за баркаролы в его исполнении придется доплатить отдельно.
Лондон. Часовая прогулка по Темзе обойдется туристу (в пересчете с фунтов) в 35 евро. Кроме того, любой желающий может арендовать старинный прогулочный пароходик (от 50 до 70 фунтов в час). Также есть возможность насладиться видом Тауэра или Вестминстерского аббатства с воды без серьезной нагрузки на кошелек. Для этого нужно лишь приобрести за 9 фунтов билет Rail&River Rover, позволяющий в течение дня без ограничений ездить на легком метро и прогулочных катерах.
Париж. Трехчасовая прогулка по вечерней Сене на плавучем ресторане стоит около 70 евро. В эту сумму входит изысканный ужин, вино и выступление музыкантов. За 11 евро туристу предложат прокатиться по экскурсионному маршруту, причем выдадут специальную технику – «радиоэкскурсовода» с возможностью выбора русского языка. Кораблики отходят каждый час от набережной напротив Эйфелевой башни.
Черногория. Чтобы отправиться вдоль всего побережья Черногории из Бара в Котор, путешественнику хватит 10 евро. Быстроходный катер делает длительную остановку на курорте Будва, а весь путь туда и обратно занимает около 14 часов.
Стокгольм. Самая длинная и дорогая экскурсия по озеру Меларен стоит не дороже 30 крон (135 рублей). Аренда небольшого быстроходного катера обойдется примерно вдвое дороже.
Амстердам. Часовая прогулка по каналам стоит 12 евро для взрослого и в два раза дешевле для детей. Четырехчасовая поездка в плавучем ресторане с ужином стоит 25 евро.
Владимир Афанасьев. Фото Андрея Малашкевича