Все бумажки – в одной карте
Что такое универсальная электронная карта, которая появится уже в начале будущего года и в перспективе при желании гражданина продублирует практически все его бумажные документы
Почему-то некоторые важные, отчасти даже судьбоносные проекты – в том числе начавшаяся замена наших с вами бумажных документов универсальной электронной картой (УЭК) – до поры до времени в широком кругу практически не обсуждаются, хотя президент уже помесячно расписал график внедрения УЭК. В итоге в начале будущего года – когда каждый желающий сможет получить УЭК – пойдут споры, возникнут вопросы и опасения: мол, что это за новшество, какими неприятностями оно грозит. (Свежий пример из числа подобных – возникшая из-за недоразумения и непонимания весенняя паника по поводу прописки граждан через интернет.) Словом, лучше во всем разобраться заранее.
Универсальная электронная карта – это будущий единый электронный документ гражданина, в котором могут (по желанию владельца) содержаться все сведения о нем. На первом этапе – к началу будущего года – карта сможет вместить в себя водительское удостоверение, полис социального страхования, полис ОСАГО, для приезжих из-за рубежа – удостоверение мигранта. В дальнейшем же УЭК будет способна заменить большинство носимых и предъявляемых гражданами документов, включая паспорт, медицинское страховое свидетельство, пенсионное удостоверение – в проекте предусмотрено 260 услуг и операций, которые можно будет выполнять с помощью этой карты. Но опасения, что все поголовно будут обязаны носить с собой исчерпывающее электронное досье с информацией как о финансах, так и о личной жизни, преждевременны – каждый гражданин имеет право заносить в УЭК только те функции и информацию, какие считает нужными.
Как все это будет выглядеть? С любого терминала, вставив туда свою карту, можно будет выйти на нужное учреждение (банк, ГАИ, регистратуру поликлиники) и сделать то, что мы привыкли делать на личном приеме. Можно погасить или оформить кредит – ведь у работника банка на экране его терминала будет вся ваша кредитная история (причем и погашение, и получение кредита будут сразу же зафиксированы в памяти карты и отражены на состоянии банковского счета). Можно поставить на учет машину. Или записаться на прием к врачу. Также на карту будут приходить пенсии, социальные доплаты. Причем, воспользовавшись терминалом, можно будет посмотреть, откуда что пришло.
Впрочем, перечислять все функции УЭК не стоит. Ведь, с одной стороны, этих функций, как уже сказано, предусмотрено почти три сотни, с другой – все это лишь планы.
Как бы то ни было, во всех городах и весях будут установлены специальные устройства для работы с картами – те самые информационные терминалы, или инфоматы. К марту этого года «Ростелеком» уже установил в 22 регионах 500 инфоматов, с помощью которых уже сейчас можно оплатить налоги, штрафы, пошлины. Цифра невелика, но нынешний год в большей степени можно назвать подготовительным к широкомасштабному внедрению УЭК.
Важно отметить, что УЭК отнюдь не заменит собой бумажные документы – они по-прежнему будут действительными. Как показывает опыт внедрения карты в Татарстане, Башкирии и Астрахани (эти регионы стали пилотными), никаких проблем с УЭК не возникло.
Впрочем, насколько эффективно будет работать система, можно будет оценить только в начале будущего года. Не исключено, что тогда мы услышим и о новых вариантах мошенничества. Ведь первыми традиционно используют новые достижения те, кто придумывает, как заставить прогресс работать на свой карман. Так что придется учиться пользоваться новыми возможностями так, чтобы не дать себя обмануть.
финансы
Со средствами полной ясности нет
Расширить сферу УЭК до размеров России непросто. И дело не в отсутствии желающих воспользоваться картами. Просто много средств требуется на невидимую часть: создание сетей, формирование баз данных и так далее. А в вопросе финансирования проекта ситуация складывается весьма неопределенная.
До сих пор внедрение инфраструктуры карт в пилотных регионах происходило за счет акционеров ОАО «Универсальная электронная карта» – ими стали крупные российские банки как структуры, имеющие наибольший опыт в работе с электронными картами. При этом, по словам главы Сбербанка (его доля составляет 34 процента) Германа Грефа, «пока ни один из инвесторов не смог окупить затраты на инфраструктуру УЭК, а первые надежды на окупаемость относятся ко времени через два-три года». Государство же лишь сейчас начало определяться со своей долей финансирования.
«Электронная подпись» уже заработала
Еще одно важнейшее событие этой весны – подписание президентом закона «Об электронной подписи».
До сего момента для того, чтобы получить госуслуги через интернет, нужно было войти на федеральный сайт gosuslugi.ru или его местного коллегу e-gu.spb.ru, вооружившись своей фамилией и ИНН, заполнить форму для создания личного кабинета и отправить ее на регистрацию. Затем запастись терпением, чтобы дождаться письма, в котором будет секретный код активации кабинета. И лишь после этого получить вот уж действительно долгожданные услуги.
Теперь же гражданину достаточно забежать в контору, которая делает личную подпись электронной, заплатить 300 рублей за флешку (сама подпись – бесплатная) и, отослав ее вместе с заполненной анкетой по Сети на сайт госуслуг, ожидать регистрации, которая уже не будет зависеть от неспешной почты.
С 1 июля чиновники должны будут искать справки сами!
Параллельно в стране идет создание электронного правительства – поставщика госуслуг. Владимир Путин поручил Минкомсвязи до 1 июля (именно с этого дня чиновникам будет запрещено запрашивать сведения у граждан, если они есть в базе данных других ведомств) свести воедино базы данных всех министерств и ведомств. По словам руководителя этого ведомства Игоря Щеголева, сделать это вполне реально, так как уже сейчас большая их часть подключена к единой базе данных.
Если все получится, то уже 1 июля жизнь россиянина существенно изменится. Например, идешь оформлять загранпаспорт – и Федеральная миграционная служба не имеет права требовать кучу справок. Должна сама взять информацию из базы данных.
Правда, оптимизм Минсвязи касается в основном федерального уровня. А вот темпами развития электронных услуг в регионах Минэкономразвития недовольно. По словам замминистра Олега Фомичева, немногим более половины региональных госуслуг переводится в электронный вид без опоздания.
Что касается Петербурга, то сейчас в городе насчитывается только восемь госуслуг, которые можно получить через интернет, и все они касаются подачи заявлений на компенсацию или выплату. Однако присоединение Петербурга к российской системе предоставления госуслуг, которую внедряет «Ростелеком» под командованием Минкомсвязи, должно ускорить процесс создания регионального электронного правительства в северной столице.
Между тем городские власти взяли курс на увеличение числа многофункциональных центров (МФЦ), которые обеспечивают уже 58 услуг. Работают МФЦ по принципу «одного окна», открытого при районных администрациях, через которое можно, не высиживая в длинных очередях, получить справку, решить жилищные и социальные вопросы. Безусловно, это шаг вперед: они упорядочивают и облегчают гражданам общение с комитетами районной администрации, но к электронному правительству они не имеют никакого отношения.
Андрей Давлицаров, программист