Все-таки Богом хранимая
Госдума отклонила в первом чтении конституционный законопроект депутата от фракции КПРФ Бориса Кашина об изъятии из текста гимна РФ слова «Бог» как не соответствующего светскому государству. И слава Богу! Особенно порадовало, что за законопроект проголосовало всего двое депутатов и даже представители фракции коммунистов осудили инициативу. Это говорит об относительной стабильности общества.
Ведь что такое современный российский гимн? Это результат весьма шаткого компромисса в стране, которая все еще ощущает отголоски Гражданской войны. Я не думаю, что найдется в России хоть один человек, которому наш гимн однозначно и полностью бы нравился. Но большинство его принимает, и это уже есть общественное согласие. Я лично вздрагиваю, когда слышу первые его такты, потому что мне кажется, что я перенесся на тридцать лет назад и сейчас польются слова, с которых начинался каждый день в Стране Советов. Но слова льются немного не те, и это меня с ним примиряет. В частности, фраза, что страна наша хранима Богом.
Депутат Кашин предлагает изменить эту строчку на «хранимая нами», с чем я категорически не согласен. «Ими» она уже была «хранима» семьдесят лет, и «они» ее чуть до конца не ухайдакали. То, что Россия пережила XX век, для меня самое мощное подтверждение тому, что хранима она именно Богом.
Но это к слову. Дело тут в том, что удовлетворить всех, да еще в расколотом идеологически и экономически социуме, невозможно. А если такие попытки будут множиться, добром это не кончится. Вот коммунист Кашин хочет снова отнять у народа Бога. А христиане, мусульмане и иудеи могут вдруг потребовать точно обозначить Его конфессиональную принадлежность. А буддисты скажут, что с Богом им ничего не ясно, но в тексте совершенно необходимо упоминание о дхарме. А представители сексуальных меньшинств потребуют ввести строчку о толерантном к ним отношении. А филателисты – о благотворности собирания марок. И так далее. И что мы будем иметь? Правильно, снова противостояние, переходящее в войну всех против всех, что является этнической шизофренией.
Мне гораздо более нравится настоящий российский гимн, начинающийся со слов: «Боже, царя храни». Но я пока не требую его возвращения или, например, ликвидации оскверняющего главную площадь страны кладбища, поскольку вполне сознаю, чем все это сегодня чревато. Думаю, Кашин это тоже сознает, а эскапада с законопроектом – всего лишь рекламный трюк, предпринятый в начале глухого летнего сезона. Однако подобные выпады все же напоминают попытки раздразнить медведя, и, если они будут продолжаться, депутаты-атеисты могут почувствовать на себе, что массовое религиозное возрождение в России – непреложный факт. Но, будем надеяться, Бог их вразумит, а страну нашу и в дальнейшем сохранит.
Павел Виноградов, редактор отдела социальных проблем «НВ»