«Кто главный в хоккейной семье?»
В российском хоккее продолжается межсезонье. Хоккеисты проводят отпуска в теплых странах, петербургский СКА берет «курс на омоложение», сборная России прощается с Вячеславом Быковым и ждет нового наставника. Но впечатление, что хоккейная жизнь в Петербурге замерла, оказалось обманчивым. В этом корреспондента «НВ» убедил президент Северо-Западной федерации хоккея Леонид МИХНО.
– Чем занимается хоккейная федерация летом?
– Готовимся к турниру «Белые ночи». В нем участвуют любительские и ветеранские команды. Турнир старый, проводим его уже двадцать лет. Я лично готовлюсь к защите докторской диссертации. Тема – «Система управления развитием хоккея в России».
– И какой должна быть эта система?
– Прежде всего централизованной. В нашей большой хоккейной семье совершенно непонятно, кто главный. С одной стороны Континентальная хоккейная лига (КХЛ), с другой – Федерация хоккея России (ФХР), с третьей – Министерство спорта, с четвертой – Олимпийский комитет России. Даже профессионалам тяжело разобраться в этой сложной паутине экономических, спортивных, дипломатических отношений.
– Что же делать?
– Управление спортом надо полностью передать в руки государства. Все равно ведь у нас большинство команд живет за счет государственных корпораций, нефтяной и газовой промышленности, заводов. У кого такого спонсора нет, просто перестает играть. В федерации мы сталкиваемся с этим часто – детские
команды на соревнования не могут выехать. Кто у нас спонсирует детский хоккей? Так, только если папа-мама чьи-нибудь. Или вот вам пример. Высшая школа хоккейных тренеров имени Николая Пучкова, которой я руковожу, выпустила уже более 250 человек. Откуда только люди не приезжали: от Нижнего Тагила до Копенгагена, от Израиля до Новой Зеландии. Другой вопрос, что мы-то пыжимся, готовим тренеров, а им потом в КХЛ не найти работу – не доверяют. Кругом работают чехи, финны, шведы. Не пробиться.
– В СКА чеха Вацлава Сикору сменил чех Милош Ржига…
– Вот именно. Начинал прошлый сезон Занатта. Прекрасный, симпатичный человек, но как он будет управлять командой миллионеров, если до этого работал с юношами? И Сикора тоже тренер не для такого уровня команды. Теперь Ржига. С точки зрения логики – все правильно. Хорошо выступил в прошлом сезоне, СКА в очном противостоянии одолел. Хотя есть и сомнения. Раньше Ржига работал с малобюджетными командами. Это другой набор мастеров, другая психология.
– В СКА на должность генерального менеджера пришел Алексей Касатонов…
– Давно и хорошо его знаю. Когда Алексей играл за «Нью-Джерси», часто бывал у него в гостях – у меня брат в Нью-Йорке живет. СКА такой личности не хватало. Касатонов был прекрасным игроком, затем менеджером в сборной России – успех в Нагано в том числе его заслуга. Может, ему не так просто сейчас возвращаться в СКА, ведь клубу нужно решать задачу, которая до сих пор была неразрешимой. СКА никогда не становился чемпионом, последняя бронза и та была почти четверть века назад.
Команде тяжело, прежде всего психологически, когда от нее требуют только золота, а любой другой результат воспринимается как провал. Тренерская чехарда, опять же, мешает. Здесь нужно выстраивать профессиональную систему, концепцию. Сейчас мы обратились к спортивному директору СКА Андрею Точицкому с предложением создать при команде аналитический центр, который просматривал бы игры, отдельных игроков. Пока там думают, надеюсь, дадут добро.
Надо еще учитывать, что СКА – единственный клуб в лиге, у которого нет своего дома. Все в аренде – и стадион, и каток, и тренажерный зал. А возьмите Казань. «Ак Барс» 6 лет подряд играет в полуфинале, 3 раза стал чемпионом. Там вся система работает на хоккей. Я был во многих городах Канады и США, но база «Ак Барса» – одна из лучших, что видел. Правительство делает все и для взрослой
команды, и для молодежной. Дали возможность спокойно работать Зинэтуле Билялетдинову. Хотя поначалу у него не все получалось, в сезоне, когда в НХЛ локаут был, они неудачно выступили, имея в составе Ковальчука и Лекавалье. Но никто не стал рубить головы, и вскоре пришли успехи. И еще один штрих: за пять лет нашу тренерскую школу окончили 9 человек из Петербурга и 90 из Татарстана.
– Билялетдинов вот-вот возглавит сборную России…
– Наверное, ему не очень хочется уходить из Казани, но есть предложения, от которых нельзя отказаться. Ему пять лет назад предлагали этот пост, до Быкова. Тогда отказался. Но и сейчас не значит, что придет Билялетдинов и спасет наш хоккей. Ситуация непростая, надо много работать. Почему-то никто не вспоминает, что основной костяк команды Быкова – ребята 1982–1984 годов рождения, которые три года подряд завоевывали золото юношеского и молодежного первенства. Владимир Плющев был главным тренером, а я генеральным менеджером. Ковальчук, Овечкин, Семин, Тютин, Волченков, Гребешков – все играли у нас. Подросли и выиграли два взрослых чемпионата мира.
Я далек от того, чтобы Быкова унижать, но и идеализировать его нельзя. Набрать состав большого ума не надо. Нужно было только продолжать работать с хоккеистами. Не только гладить, а командовать, держать в руках, показывать свой характер. А у них приезжает Овечкин и не набирает на чемпионате мира ни одного очка.
– Неправильно использовали?
– А как использовать, когда он бежит на смену первый, не слушая Быкова? Хочет, играет защитника в большинстве, не хочет – сидит. А Быков стоит молча. Видели, чтобы он что-то кому-то высказывал?
– Вы же были на заседании исполкома ФХР, где Быкова отправили в отставку. Как это происходило?
– Быков и Захаркин выступили с отчетом, сказали, что оценивают выступление как среднее. Предложили какой-то план дальнейшей работы, но ничего нового там не было. Конечно, они хотели остаться. Но, видимо, Быков без Захаркина не может работать, а против того настрой у всех был однозначный. После их выступления задавали вопросы. Я спросил: «Хоккей состоит из игровой и бытовой дисциплины. Если одна хромает, то результата не будет. Отсутствие игровой мы все видели, а с бытовой проблемы были?» Быков ответил: «Не было, не замечал». А у меня информация другая, что и пиво игроки пили на лужайках, и так далее.
– Такие разговоры ходят про нашу сборную на каждом чемпионате.
– Вот именно. И прошлую Олимпиаду прогуляли, и чемпионат мира в Петербурге, когда звезды приехали погулять-пообщаться. Но это можно компенсировать игрой, результатом. А в этом году заняли первое место на чемпионате по штрафным минутам! Когда такое было? И 13-е место по реализации большинства. Это провал. С таким-то составом. А до Сочи осталось два с половиной года. К тому времени нынешним сборникам будет уже за тридцать. Какой миллионер будет под шайбу лицом ложиться?
– Но есть же хоккеисты молодежной сборной, ставшие в январе чемпионами мира.
– Эта победа была добыта не благодаря развитию нашего хоккея, а вопреки. Заслуга тренера Валерия Брагина и отдельных звездочек, которые в нашем хоккее все-таки появляются. В них тоже никто не верил, я сам прогнозировал 4–6-е место. Разговаривал с Брагиным на прошлой неделе, он сформулировал все одной фразой – «комплектование команды должно проводиться по спортивному принципу». А у нас часто боятся кого-то не взять, давит авторитет игроков. Если берешь кого-то по блату, по старой памяти – пацаны всегда это видят.
Беседовал Дмитрий Иванов