Северо-Запад

Бульдожья схватка

16 июня

В Кандалакше бездомные собаки все чаще нападают на людей, но местные власти решают проблему самыми варварскими способами

В городе Кандалакше Мурманской области люди бьются с бродячими собаками, а собаки с людьми. Как говорится, на войне как на войне. У одних – крепкие зубы, готовые в любой момент вцепиться в чужака на своей территории. У других – парализующие выстрелы, петли и яды. Чем закончится это противоборство, никто не знает. Закон существует лишь на бумаге и не защищает ни двуногих, ни четвероногих. Сейчас проблемой занялась природоохранная прокуратура.

Кандалакшские защитники прав животных сбились с ног и устали писать в разные инстанции. Они рассказывают ужасы, от которых у любого нормального человека леденеет кровь. Про дворняжек, которые после действий собаколовов умирают на улицах на глазах у детей. О том, что в городе нет приюта и даже если домашний любимец случайно потеряется, его ждет только смерть.

– По закону собак положено стерилизовать и отпускать на волю, – подчеркивает кандалакшанка Елена Бэт. – Но нам пока добиться этого так и не удалось. Чиновники ссылаются на то, что денег нет, но ведь в других городах области проблему как-то решают, не мучая несчастных псов и не лишая их жизни.

Кстати, региональный закон запрещает уничтожать животных, кроме тех случаев, когда они агрессивны или больны.

– Я сама несколько раз видела, как стреляли в собак, которые просто лежали и не делали никому ничего дурного, – сетует Елена Бэт. – Видимо, некоторым гораздо проще расправиться с бедными животными, чем тратить на них бюджетные средства.

С тем, что ситуация с собаками в городе вот уже долгое время близка к критической, согласны и сотрудники природоохранной прокуратуры, которые пытались разобраться в проблеме. Как выяснилось, регулированием численности животных в Кандалакше занималась фирма «Био-Сервис», которой руководил дрессировщик Николай Булыгин.

– Все это выглядело как шарашкина контора, – возмущается Елена Бэт. – Заказы на отлов принимала девушка из ремонта обуви, а собак свозили в совершенно необорудованное здание старого свинокомплекса, где не было даже своего ветеринара.

Между тем кандалакшская администрация заключила с «Био-Сервисом» несколько муниципальных контрактов. Последний был на сумму в 100 тысяч рублей. Прокуратура, проведя проверку, подтвердила, что муниципального приюта в Кандалакше действительно нет и не предвидится. А «Био-Сервис» занимался только отловом и умерщвлением животных.

Служители закона установили, что только 30 процентов отловленных собак были признаны врачами агрессивными, но остальных все равно умертвили. И ни о какой стерилизации и речи не шло.

– Мы прекрасно понимаем, что большинство людей вряд ли встанут в очередь за бездомными животными, – говорит мурманский межрайонный природоохранный прокурор Мария Каевская. – Плодить бродячих собак, конечно, не стоит, но проявлять гуманность необходимо.

– Животных убивали с помощью запрещенного вещества, – добавляет старший помощник Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Алла Копосова. – Собака задыхалась и осознавала, что умирает. Мучения животных были нестерпимы.

При этом хозяева потерявшихся животных нигде не могли узнать адрес злополучного «Био-Сервиса», чтобы попытаться найти своих любимцев и спасти. Прокуратура сейчас обратилась в суд и потребовала устранить нарушения закона.

Между тем бывший руководитель «Био-Сервиса», а сейчас председатель клуба служебного собаководства «Друг» Николай Булыгин с обвинениями в свой адрес не согласен.

– От усыпляющего заряда животное лишь временно не может двигаться, – утверждает он. – Собаки от него не умирают.

По его словам, собак держали в помещениях положенные десять дней и лишь по прошествии этого срока усыпляли.

– Я не раз твердил чиновникам, что всех собак не убьешь, на их место придут новые, – говорит Николай Булыгин. – Но им кажется, что проблему можно решить одни махом, не тратя денег на приют.

У чиновников своя правда. Во-первых, на безрыбье и рак – рыба. Кроме вышеупомянутого «Био-Сервиса», выполнять грязную работу никто не рвался. Да и суммы контрактов были сравнительно небольшие. Правда, защитники прав животных уверяют, что речь шла о пяти миллионах, и удивляются, зачем такая сумма.

Как бы то ни было, последний муниципальный контракт стоил всего 100 тысяч, и он истек 30 апреля. На днях должен состояться очередной конкурс. Кстати, сумма, выделенная на «зачистку», выросла до полумиллиона.

– Пока сумма меньше 500 тысяч, победителя конкурса определяют по результатам котировок, – рассказал специалист отдела городского хозяйства Кандалакшской администрации Василий Осминин. – В этом случае мы не обязаны проверять, есть ли у него необходимые условия для работы. Но как только сумма перевалит за полмиллиона, все решается на аукционе. Вот там все тщательно исследуется – и соответствие нормам в том числе. Как говорят чиновники, претенденты уже есть, и это не «Био-Сервис».

Пока чиновники, правоохранители и защитники животных ломают копья, в Кандалакше бродячие собаки регулярно нападают на людей. В зимние месяцы таких нападений было 20, в весенние – семь. Нередко от бродячих псов страдают дети. Слава Богу, до совсем уж трагических случаев не дошло, но родителям пострадавших малышей от этого не легче.

Сложность еще и в том, что полицейские, от которых зачастую зависит отлов бродячей собаки, по рукам и ногам связаны разнообразными формальностями. И прежде чем отловить агрессивное животное, нужно переписываться с командой по отлову. А пес вряд ли будет сидеть и ждать. Нередко виноваты и пострадавшие, которым лень показывать отловщикам, кто, где и когда их укусил.

В общем, как обычно бывает в нашей стране, формально никто не виноват и никто ни за что не отвечает. Хотя природоохранная прокуратура все-таки надеется добиться решения проблемы.

– Собак расплодилось огромное количество, и жалобы на их неадекватное поведение поступают только из Кандалакши, – комментирует Мария Краевская. – Мы уже внесли представление в адрес главы местной администрации, потому что обнаружили несоответствие контракта акту приема работ. Ведь на самом деле деньги выделялись не только на отлов собак, но и на их содержание. Но никто не контролировал, как тратится эта часть средств. А поскольку должным образом на представление не прореагировали, теперь будем обращаться в суд.

тем временем…

 

«Приют должен быть обязательно!»

Кандалакшский городской суд принял сторону природоохранной прокуратуры, которая подала иск к городской администрации с требованием обязать чиновников при проведении работ по регулированию численности бродячих животных искать их хозяев, а также информировать через СМИ о количестве отловленных собак и месте их нахождения.

– Решение еще не вступило в законную силу, – подчеркнула мурманский межрайонный природоохранный прокурор Мария Краевская. – Скорее всего, администрация будет его обжаловать. Чиновники считают, что к розыску собственников нужно привлекать полицию. Дело в том, что по закону человек, нашедший потерявшееся животное, должен сообщить о нем либо в муниципалитет, либо в органы внутренних дел. Однако полиция не имеет никакого отношения к регулированию численности бродячих животных, не заключает никаких муниципальных контрактов, поэтому чиновники должны обходиться своими силами.

На суде присутствовало множество представителей общественности, которые рассказывали ужасные истории о том, как находили домашних любимцев среди трупов усыпленных бродячих собак. Они также предлагали организовать приют на общественных началах. Кстати, с июля вступит в силу новый закон, по которому приют в городе должен быть обязательно. Мы будем требовать выполнения этого закона.

 

Марина Калинина, собкор «НВ» в Мурманске
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь