Мал огурец, да дорог
В ближайшее время овощи на городских прилавках подорожают на 20 процентов
Несмотря на недавние утешения Роспотребнадзора, овощная паника все-таки охватила Петербург. Случаев заражения острой кишечной инфекцией в городе нет, но последствия европейской «овощной истерии» печальны: только за последние две недели цена на овощи выросла в среднем на 10–13 процентов. И это, утверждают эксперты, еще не предел. Ситуацию усугубляет еще и то, что Ленобласть не в состоянии накормить Петербург помидорами и огурцами со своих грядок.
В гибели 36 человек в Европе до сих пор обвиняют саксонскую сою, сырые помидоры, огурцы и салатные листья. Российские эксперты, в свою очередь, начали выдвигать и свои гипотезы. Так, генеральный директор Северо-Западного фонда защиты потребителей Сергей Гудков предположил, что источником кишечной палочки могли стать ГМО и другие синтетические ингредиенты.
– Этот скандал всколыхнул давнюю проблему – перенасыщенность наших прилавков зарубежными фруктами и овощами, которые порой небезвредны, – уверен специалист.
В управлении Россельхознадзора по Петербургу и Ленобласти признают: импортные овощи на границе проверяют, но недостаточно. Существующие законы, считает представитель Россельхознадзора Анатолий Шилов, ограничивают круг исследований – овощи и фрукты проверяют лишь на наличие пестицидов, нитратов и агрохимикатов. На небезопасные микроорганизмы – кишечную палочку и прочие инфекции – европейские овощи обычно никто не исследует. Именно поэтому скандал вокруг кишечной инфекции спровоцировал запрет импорта овощей из Европы в целом. Безусловно, рынок отреагировал на него моментальным ростом цен.
– За последние две недели цены на овощи в рознице подскочили на 10–13 процентов, – прокомментировал генеральный директор Центра фермерской торговли в Петербурге Александр Кучерявый. – При этом стоимость подняли не производители, а перекупщики, которым пришлось замещать, например, помидоры, привезенные из Европы, российской продукцией. В ближайшее время возможно повышение цен еще на столько же, но в целом ситуация будет зависеть от политики Роспотребнадзора.
Лучший выход из сложившейся ситуации, по мнению Сергея Гудкова, – возвращение к отечественному производителю. Вот только хозяйства Ленобласти, в которых растут не менее вкусные грунтовые огурцы и помидоры, даже при всем желании не смогут накормить петербуржцев. По словам специалистов, область обеспечивает аппетиты города по овощам лишь наполовину.
– В Петербурге, как и во всей России, 40–45 процентов продаваемой продукции составляет импорт, – сетует Александр Кучерявый. – Ленобласть покрывает лишь 40 процентов овощного рынка. При этом особенно успешно мы выращиваем так называемый «суповой набор»: морковь, картофель, лук, свеклу, капусту и репчатый лук.
Тепличные огурцы и помидоры сегодня почти сошли на нет. Специалисты объясняют это нехваткой складов глубокого хранения. Если голландцы умудряются сохранить свой лук до мая, то наши овощи вянут уже через несколько месяцев.
– Выращивание овощей в закрытом грунте заведомо нерентабельно, – продолжил Александр Кучерявый. – Одно за другим закрываются фермерские хозяйства – чего только стоит потеря фермерского хозяйства «Лето»! Если государство не вмешается и не окажет фермерам поддержку, мы так и будем питаться импортными овощами.
В комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленобласти заверяют: в следующем году хозяйства области всех удивят и увеличат производство тепличных овощей вдвое.
– Если сейчас хозяйства Ленобласти производят 18 тысяч тонн овощей в год, то через год эта цифра достигнет 40 тысяч и закроет потребности Петербурга, – заключил заместитель главы ведомства Александр Варёнов.
Софья Прокошева. Фото Андрея Малашкевича