Пустите колясочников в метро! И немедленно!
Руководство петербургской подземки решает свои проблемы за счет инвалидов. И, похоже, собирается их решать еще долго
В Петербурге разгорелся скандал. Все началось с того, что на станции метро «Пушкинская» охранник не пустил в вестибюль девушку в инвалидной коляске. 21-летней студентке Евгении Гуровой пришлось добираться до дома на такси за несколько сотен рублей. От обиды она выплеснула свои эмоции в одной из социальных сетей – и собрала тысячи откликов. Вместе с этой историей огласку получили еще несколько подобных случаев. В дело включились городские СМИ. Корреспонденты «НВ» провели собственное расследование и выяснили: никакого официального документа, запрещающего проезд инвалида в метро, нет. Имеется лишь письмо от завода-изготовителя эскалаторов, в котором сказано, что бегущие лестницы не приспособлены для колясок. Но что самое поразительное: похоже, метрополитен и дальше планирует не пускать инвалидов, до тех пор пока не решит свои проблемы. Хотя даже при минимальном желании организовать безопасный спуск и подъем инвалидов по эскалаторам проще простого хоть прямо сегодня.
В своей беде Женя Гурова, увы, не одинока. Очевидно, что случаи, когда инвалидов на колясках не пускали в метрополитен, происходили и раньше. Но, видимо, людям не хватало сил громко заявить об этом. Например, инвалиду Алексею Кузьмину, которого не пустили в метро на «Площади Восстания» пришлось ехать до проспекта Ветеранов на коляске. А в конце минувшей недели на станцию метро «Новочеркасская» не пустили инвалида-колясочника Сергея Тимохина.
– Меня остановил мужчина в синей форме и заявил, что существует устный приказ руководства – не пускать инвалидов на колясках, – рассказал Сергей. – Он посоветовал мне сесть в наземный транспорт или вызвать социальное такси. Но социальное такси заказывают заранее, и повезет оно не куда угодно. А автобусов с низким полом, курсирующих в моем направлении, очень мало. Словом, нам дали понять: сидите дома, вам среди нормальных людей не место…
На фоне европейских городов, где оборудование, призванное облегчить передвижение людей с ограниченными возможностями, считается нормой, происходящее в Петербурге выглядит дикостью.
Чтобы снизить градус накал страстей, в понедельник вечером Смольный созвал совещание. На нем вице-губернатор Юрий Молчанов велел главе комитета по транспорту и руководству петербургской подземки оборудовать метрополитен «специальными устройствами для безопасного спуска инвалидов-колясочников». Что это за технические средства и как они будут выглядеть не понятно. В ближайшее время город объявит конкурс на разработку устройств. Валентина Матвиенко уже попросила ускорить процесс.
Но вряд ли подобное развитие событий устроит самих инвалидов. Разработки, конкурсы, производство… Все это надолго отодвинет решение проблемы, которую необходимо было решать уже позавчера. Не зря люди с ограниченными возможностями давно называют петербургское метро «полосой препятствий». У них даже существует список станций, куда на коляске лучше не соваться: «Пушкинская», «Балтийская», «Гостиный Двор»...
– Наш транспорт вообще не предназначен для инвалидов. – рассказывает мама Евгении Гуровой, оказавшейся в инвалидной коляске в 7 лет, после тяжелейшей болезни. – Такое впечатление, что чиновники сознательно лишают нас возможности жить нормальной жизнью. Мы живем во Всеволожске. Значит, льготный проезд на социальном такси на нас не распространяется. В маршрутку с коляской не войдешь, а автобусов с низким полом мало. Пандусы же, которые есть на некоторых новых станциях метро, вообще не понятно для кого делались – очень часто они не совпадают с размером колес.
Выходит, что метрополитен культурной столицы России – не для инвалидов? Но как же в метро попадают профессиональные попрошайки на колясках? Они, по официальной версии метрополитена, проникают в подземку через станции, на которых эскалаторов нет, и уже потом рассредоточиваются по всем линиям.
Ну да речь не о них – пусть себе ездят. Но почему страдают остальные колясочники, которые не могут себе позволить «проникать» и «рассредоточиваться»?
– Мы руководствуемся официальным письмом завода имени Котлякова, который изготавливает бегущие лестницы, – рассказала официальный представитель ГУП «Петербургский метрополитен» Юлия Шавель. – В нем указывается, что заезд коляски на эскалатор может быть небезопасен не только для самого инвалида, но и для остальных пассажиров. Представляете, что будет, если коляска сорвется со ступеней и покатится вниз? Это чревато травмами для множества людей.
Что ж, пусть так. Но ведь есть простой способ. Пока инженеры там что-то придумывают, обеспечивать безопасный спуск и подъем по эскалатору могут сотрудники метрополитена – на каждой станции есть такие сотрудники в форме. Однако, по мнению Юлии Шавель, это… невозможно:
– Для этого нужна большая физическая сила. Не каждый сможет удержать тяжелую коляску, особенно в том случае, если произойдет внезапная остановка эскалатора.
Действительно, не каждый. Так наймите, в конце концов, амбалов! По одному на каждую станцию. Думается, метрополитен не разорится, особенно после очередного повышения цены жетона. Хотя и люди в форме, которые уже дежурят в вестибюлях и большей частью ничего не делают, – это, как правило, здоровые мужики.
Пока же получается, что петербургская подземка изначально строилась и продолжает строиться, не будучи предназначенной для людей с ограниченными возможностями. Только ответственности за это руководство признавать не хочет. И даже не собирается предпринимать и срочных мер, чтобы решить проблему. Ну а крайними остаются инвалиды – люди, для которых здоровое (в прямом и переносном смысле слова) общество должно делать все возможное.
«НВ» будет следить за развитием событий.