Напортачили
Вислинский залив превратится в болото из-за строительства крупного порта
Строительство нового порта в Мамоново на полуострове Бальга в Калининградской области, по мнению экологов и ихтиологов, чревато природной катастрофой для Вислинского залива и грозит соответствующими международными санкциями. Против этого проекта есть возражения и у экономистов. Тем не менее на проектирование и обустройство этого порта в федеральном бюджете уже зарезервировано 2,4 миллиарда рублей.
За последние семь лет грузообороты калининградских портов ежегодно увеличивались. Конечно, по аналогичным показателям до соседней литовской Клайпеды портовикам янтарного края еще далеко, однако положительная динамика очевидна. Именно для того, чтобы показатели и в дальнейшем радовали глаз, в ближайшее время в приграничном с Польшей Мамоново может начаться строительство нового суперсовременного терминала.
– На сегодня существующий морской торговый порт не может предложить больших объемов перевалки, – обрисовал ситуацию министр развития инфраструктуры Калининградской области Александр Рольбинов на выездном заседании Комитета Госдумы по транспорту. – Порт ограничен в площадях для развития, так как расположен в городской черте. К тому же более чем 40-километровый канал, ведущий в порт, требует углубления и расширения, а установленный экологический сбор делает грузоперевозки еще дороже. Поэтому очень важным для области является проект строительства в регионе нового глубоководного порта в Калининградском заливе, реализация которого предусмотрена федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы». По данным технического задания, грузооборот нового порта рассчитан на 131,5 миллиона тонн грузов в год, что сразу после ввода в эксплуатацию сделает терминал одним из самых крупных на Балтике.
Однако новый и, без сомнения, дерзкий проект вызывает немало вопросов у экономистов.
– Примерно десять лет кряду федеральный бюджет вкладывал деньги в строительство порта в Балтийске, – удивляется кандидат экономических наук Сергей Матвеев. – Сегодня система работает, инфраструктура создана, ее только надо развивать, благо что для этого нет каких-то географических ограничений. Зачем же строить еще один порт с нуля, тем более в менее выгодной точке?
Насчет места нового порта разгораются все более жаркие споры. Дело в том, что Балтийск расположен как раз на слиянии Вислинского залива с Балтикой. Любому судну под разгрузку ходу до желанной пристани от силы двадцать минут. А в Мамоново, чтобы встать под разгрузку, судну надо пересечь весь Калининградский залив. Что займет гораздо больше времени плюс потребует оплаты недешевых услуг лоцмана.
– Когда мы говорим о порте в Мамоново, нужно четко понимать, что сегодня никакого фарватера не существует, – пояснил корреспонденту «НВ» ихтиолог Антон Светлюк. – Залив мелководен, его глубина не превышает семи метров, а осадка океанских контейнеровозов более 13 метров. То есть русло под водой необходимо прокопать, а затем регулярно поддерживать необходимую глубину. Удовольствие крайне дорогое, но и не это главное. Главное, что перманентные мероприятия по дноуглублению изменят характер течений, прозрачность и многие другие характеристики воды в заливе. Следствие одно: у нас на глазах исчезнет ареал обитания балтийского угря. Такие метаморфозы вызовут негативный международный резонанс, не стоит забывать, что залив помимо России омывает еще и Польшу.
На прошедшей недавно сессии Балтийского научно-промыслового совета будущему проекту дана крайне негативная оценка.
– Залив просто превратится в болото, и о рыбалке можно будет забыть, – таков лейтмотив доклада заведующего лабораторией Балтийского моря АтлантНИРО Игоря Карпушевского. – Сегодня наши специалисты готовят научно обоснованное заключение о негативных последствиях и возможной утрате рыбохозяйственного значения Вислинского залива при проведении комплекса работ по строительству глубоководного порта в районе мыса Бальга.
Экологи единодушно признали строительство терминала в данном районе нецелесообразным.
Тем не менее негатив ученых пока никак не влияет на подготовку к строительству.
– Есть согласованная федеральная программа, – пояснили корреспонденту «НВ» в Калининградском филиале ФГУП «Росмопорт». – Одной резолюции одного заседания ученого совета явно мало, чтобы поставить на ней крест или подвергнуть ее корреляции. Необходима четкая и взвешенная экспертиза. Удивляет, что наши ученые спохватились только тогда, когда вопрос о строительстве терминала на Бальге практически решен.
Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининградской области