Общество

Петербург глазами туриста

25 июня

Корреспонденты «НВ» увидели наш город таким, каким его видят гости северной столицы России, и поняли, какие испытания ждут приезжих


В последнее время в петербургском метро появилось много надписей на английском, но иностранцы, прибывшие в город, по-прежнему испытывают проблемы

Ежегодно Петербург посещает около 5 миллионов туристов, а согласно недавно принятой программе развития города как туристического центра, к 2016 году эта цифра должна увеличиться до 8 миллионов. Почему бы нет? Ведь, согласно последним зарубежным исследованиям, Петербург входит в десятку самых привлекательных туристических направлений Европы (речь идет о первоначальном интересе, который туристы проявляют к тому или иному городу). Люди съезжаются со всех уголков света, чтобы полюбоваться разведенными мостами, белыми ночами, шедеврами архитектуры… Однако наш город пока не слишком приспособлен к приему иностранцев – и поэтому поток туристов, которые едут в Петербург, значительно ниже, чем он мог бы быть. Оговоримся: речь пойдет главным образом о тех туристах, которые приезжают индивидуально, а не в составе организованных групп (в этом случае все заботы о гостях берет на себя турфирма). Но если иностранные граждане предоставлены сами себе, они неизбежно сталкиваются с испытаниями, которые могут изрядно испортить впечатление от великолепного города.


Испытание № 1 – аэропорт


Знакомство с городом для большинства гостей начинается в аэропорту Пулково-2. Туда мы и отправимся.

Зал прибытия. Около восьми часов вечера. Встречающие в радостном нетерпении караулят выход из таможенной зоны, представители турфирм скучают с табличками, прислонившись к колоннам. Оглядываемся в поисках обменного пункта, ведь рубли могут понадобиться сразу, чтобы заплатить за такси. Он не работает – за стеклом красуется табличка, которая гласит о технических неисправностях, в связи с которыми обмен валюты временно невозможен.

– Вы можете расплатиться в евро, – успокаивает девушка за стойкой заказа такси. – Куда ехать?

Называем адрес одной из петербургских гостиниц в центре города. Получается около 35 евро. Конечно, при желании сэкономить можно воспользоваться общественным транспортом, но тогда понадобится карта. Где ее взять?

Информационный стенд вечером уже закрыт (он работает с 10 до 19 часов). Но роликовые жалюзи опущены не до конца – их можно приподнять и взять со стенда все, что нужно. Заодно с картой прихватываем и путеводитель по ресторанам (на английском языке), и схему метро (на итальянском). Впрочем, едва ли дисциплинированный иностранец догадается совершить такую махинацию со стендом без подсказки.

Что же касается других объектов, то они вполне соответствуют общепринятым нормам: кафе работает круглосуточно, здесь принимают к оплате карты и сносно говорят по-английски. В туалете чисто. А на двери кабинки даже висит ободряющая табличка Have a seat! («Устраивайтесь поудобнее!»). Если же нужно приобрести местную SIM-карту, то в зале есть стенд оператора сотовой связи, но и он пустует.

Однако у петербургского аэропорта есть и более серьезные минусы. Туристы жалуются, что таможенный и паспортный контроль проходит очень медленно, – приходится целый час стоять в очереди, чтобы выбраться из погранзоны. Часто пассажиров целого самолета проверяют всего два пограничника и один таможенник.

– Я просто влюблен в Петербург! Он такой величественный, мощный, суровый! – восхищается Гюнтер из Цюриха. – Я возвращаюсь сюда уже в третий раз. Но знаете, аэропорт у вас просто ужасный! Пограничники смотрят на меня как на бандита и ведут себя так, будто их только что выпустили из казармы! Это очень неприятно… А еще в зоне прилета очень тесно – чувствуешь себя как в мышеловке.

Неурядицы, которые портят настроение Гюнтеру, русский человек, пожалуй, и не заметил бы – эка невидаль: стоять в очереди и ежиться под тяжелым взглядом пограничника. Но на европейцев это все производит сильное впечатление.

Но в путь! Если вы прибыли не ночью, то выбраться из аэропорта можно не только на такси, но и на рейсовом автобусе или на маршрутке. Довезут до станции метро «Московская». Оттуда – в центр. Как-нибудь разберемся…


Испытание № 2 – экскурсии


При знакомстве с ассортиментом, предлагаемым в киосках туристических фирм возле Гостиного Двора, глаза разбегаются: мистический Петербург, крепости Северо-Запада, Гатчина, Великий Новгород, Выборг… Есть из чего выбрать. Но вот беда: из всего многообразия представленных маршрутов, экскурсии на английском языке – только в Пушкин и Петергоф. Цена – 1800 и 2200 рублей соответственно. Конечно, поехать на экскурсию, скажем, в Павловск или Кронштадт, никто не запрещает. Но какой смысл, если все равно не поймешь, что к чему? К тому же обойдется такая поездка дороже. Разница в цене на экскурсии – до 700 рублей. Спрашивается: за что? Если иностранцам не могут предоставить экскурсионные услуги на родном языке? Ладно, не на родном – хотя бы на общеупотребительном английском! Ну а гостям из Франции, Испании или Италии, которые не говорят по-английски, можно прослушать разве что обзорную экскурсию в исполнении аудиогида.

– Сейчас лето, поэтому гиды заняты большими группами – на индивидуалов их не хватает, – говорят в экскурсионном бюро.

И вообще, туристов так много, что ими никто не дорожит. Чтобы найти, скажем, испано- или франкоговорящего экскурсовода, надо набрать не менее четырех человек и забронировать экскурсию заранее, хотя бы за неделю. О более «раритетных», как выразился представитель турфирмы, языках (скажем, японском или португальском) и говорить не приходится.

В другой фирме, куда мы обратились по телефону, обслуживать «индивидуалов» вообще отказались. Выходит, что иностранцам, приехавшим в город самостоятельно, получить подобные услуги практически нереально. Поэтому многие туристы (из опытных) предпочитают заранее нанять сопровождающего, который и экскурсию проведет, и объясниться поможет.


Испытание № 3 – музеи


С музеями тоже не все гладко. Чтобы попасть в Эрмитаж, нужно простоять в очереди. Бывает, больше часа. Но самое обидное, что билеты для иностранцев намного дороже, нежели для россиян. Если москвич или гость с Урала войдет в Эрмитаж за 100 рублей, то немцу или итальянцу это удовольствие обойдется в 400. Аналогичная ситуация почти во всех музеях города. Гости видят в этом откровенную дискриминацию. А музейщики считают, что все нормально. По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, с иностранцев просто берут полную стоимость билета (10 евро – мизерная плата для такого собрания), а вот для граждан России делается скидка. Так что формально получается никакой дискриминации…


Испытание № 4 – общественный транспорт


Петербургский метрополитен – отдельное развлечение для иностранцев: гиды специально включают его в программу визита, чтобы гости воочию увидели одну из самых глубоких и неординарных подземок в мире.

Бывают и забавные случаи – об одном из них рассказал испанец Мануэль, с которым мы столкнулись у схемы метрополитена на станции «Гостиный Двор»:

– Когда наша группа оказалась возле эскалаторов, несколько человек сразу отказались спускаться – уж очень глубоко! А те, кто все-таки спустился, увидев на платформе металлические двери, подумали, что за ними – еще одна лестница. Тут уж остатки мужества растаяли: большинство развернулось и поехало обратно наверх!

Зато если самые отважные все-таки решат воспользоваться нашим метро, то заблудиться при всем желании у них вряд ли получится – на всех табличках названия станций продублированы латиницей, а при входе в вестибюли висит расписание на русском и английском – так что тут без проблем.

Возле касс – прейскурант на проезд: на английском указана цена жетона и многоразовой карточки. Мы решили прикинуться иностранцами и узнать, как попасть с «Невского проспекта» на «Улицу Дыбенко». На стук в окошко сотрудница метрополитена, заключенная в стеклянную будку у подножья эскалатора, выплывает из сонного оцепенения. Окинув нас подозрительным взглядом, на вопрос: Do you speak English? бурчит «Дую. Но плохо». Однако заплутавшую в дебрях метрополитена иностранку в беде не бросает. В течение пяти минут старательно объясняет, отчетливо артикулируя каждый слог русского языка:

– Значит, доезжаешь до Сенной площади… Господи, как же это? Некст стоп – вот! Некст стоп Сенная. Потом на желтую ветку пересядешь! Жел-ту-ю! Не понимаешь?.. Лайн фор! Ну вот же, на карте цифра – че-ты-ре! Уан, ту, фри, фор!

Смотреть на лингвистические муки соотечественницы неловко. Благодарно кивая, двигаемся в сторону платформ. По пути натыкаемся на электронный информационный стенд. В меню – несколько директорий: режим работы, стоимость проездных, информация о ремонте эскалаторов и временном закрытии станций. Кроме того, можно вычислить маршрут, выбрав станцию отправления и назначения. Умная машина подскажет даже время в пути. Но, увы, только на русском…

Впрочем, для непонятливых или не владеющих великим и могучим есть большая желтая кнопка Info для связи с оператором. Нажимаем.

– Слушаю вас, – раздается откуда-то сверху женский голос.

Снова произносим заклинание: Do you speak English?

– Что вы сказали? Повторите, непонятно.

Повторяем. На секунду замешкавшись, голос сообщает:

– Переключаю.

Дальше с нами беседует уже другая барышня – на вполне приличном английском. Жаль только, что такие стенды есть далеко не на всех станциях…

Но если с логистикой в метро в целом все в порядке, то с безопасностью – не очень. Обалдевшие от великолепного убранства станций разомлевшие туристы становятся легкой добычей шаек, орудующих на центральных станциях и ворующих у туристов дорогую фототехнику и прочие ценности. А еще иностранцев регулярно штрафуют за фотосъемку в метро. О том, что это запрещено, они не знают.

В наземном транспорте – свои неприятности. Главная из которых – давка. В 6 часов вечера на Невском проспекте просочиться в 22-й автобус под силу лишь натренированному петербуржцу. Поль и Соня, приехавшие из Лиона на оперный фестиваль в Мариинском театре, выползают из автобуса бледными и изможденными.

– О, моя юбка! – чуть не плачет девушка.

После получасовой поездки в тесной душегубке ей уже как-то не до оперы.


Испытание № 5 – общепит


Устав от трудностей перевода, мы отправляемся в ближайшее кафе на Невском, где традиционно заседают иностранные гости. Впрочем, несмотря на это, большинство персонала по-английски здесь говорит со скрипом – умение изъясняться на иностранных языках хоть и приветствуется, но отнюдь не является критерием при приеме на работу.

– Нужно только владеть базовой ресторанной лексикой, – говорит администратор заведения. – Главное – суметь в целом понять, чего хочет клиент.

На деле это получается не всегда. Вот испанская пара пытается объясниться с официанткой. Однако попытка обратиться к девушке на языке Сервантеса встречает лишь суровый недоуменный взгляд. Когда же мужчина робко предлагает «инглиш», официантка чуть оживляется. Но последовавший вопрос о возможности расплатиться картой «Виза» стирает остатки понимания с ее лица, мол, какую такую визу средь бела дня требует от нее испанский мачо? Шенгенскую? После троекратно повторенного «кредит кард» она, наконец сообразив, о чем идет речь, отрицательно мотает головой и машет рукой в неопределенном направлении, видимо, в сторону ближайшего банкомата. Гостям из знойной Андалусии пришлось отправиться восвояси.

– Мы приплыли на пароме всего на сутки, дальше идем в Стокгольм, – сетует напоследок проголодавшийся земляк Гарсиа Лорки. – Зачем нам менять евро на рубли? Завтра они уже не понадобятся, и что с ними делать? Теперь придется искать обменный пункт…

Оказалось, что в этом кафе карты не принимаются временно – из-за «неисправностей». Если бы испанцам это объяснили, они наверняка отнеслись бы с пониманием, и неприятный осадок был бы сведен к минимуму. Но как сказать, если языком не владеешь?

Впрочем, несмотря ни на что, кафе заполнено иностранцами под завязку. Для них возможность выпить кофе на Невском – особое удовольствие. Поэтому недостатка в клиентах заведения на главной магистрали города не испытывают. Одним туристом больше – одним меньше… Для людей, занятых в петербургской туриндустрии, это значения не имеет…


Испытание № 6, 7, 8…

Это, конечно, не все испытания, которые ожидают иностранцев в Петербурге. Есть проблемы с гостиницами, которые стоят до неприличия дорого. Не все ладно с безопасностью – прямо на Невском проспекте и окрестных улицах действуют шайки карманников (и в отличие от многих европейских городов, где развешаны таблички, призывающие гостей быть бдительными и остерегаться воров, в нашем городе ничего подобного нет). В городе очень мало информационных бюро, где гость может разжиться бесплатной картой, афишами театров и музеев, прочей полезной информацией… Список можно продолжать долго. Приходится признать, что, несмотря на свой туристический потенциал, Петербург по-прежнему остается не самым гостеприимным городом.

Впрочем, иностранцы все равно с радостью приезжают сюда – многим достаточно побывать один раз, чтобы влюбиться навсегда и мечтать о возвращении на гранитные берега Невы. И дело не только в неповторимой красоте Петербурга. Большинство туристов, с которыми нам довелось пообщаться, говорят, что радушие горожан, их открытость нивелируют все недостатки и неурядицы. Хочется верить, что говорят они это не из вежливости. И что это впечатление происходит не от того, что русские люди с особым почтением относятся к иностранцам.

 

Анастасия Ложко. Фото Андрея Малашкевича, Евгения Лучинского
Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+3
Облачно
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь