«Петербург – это учебник красоты»
Знаменитого модельера Татьяну Парфенову возмущает грязь на улицах города, волосатые ноги и оголенные торсы его жителей
Проходя по Невскому проспекту мимо магазина Татьяны Парфеновой, наверное, каждая женщина заглядывает в его витрину и всякий раз находит там классические элегантные наряды. Кажется, что ее одежда вне игр моды: это особый высокий стиль, не поддающийся сиюминутным веяниям. Что многим по душе: один клиент-космонавт взял пиджак с собой даже на МКС. Мы встретились с модельером в преддверии ее очередного показа, который состоится 1 июля в Царском Селе в рамках шоу дизайнеров проекта «Барокко».
– Татьяна Валентиновна, я слышала, что в Екатерининском парке будет работать несколько площадок. Расскажите, где можно будет увидеть ваш показ?
– Мы выбрали площадку рядом с Камероновой галереей – с цветами и зеленым лугом.
– Окружающая атмосфера будет как-то перекликаться с элементами вашей коллекции?
– Да. Вообще, самое роскошное в барокко – цветы и орнаменты. Вокруг будет много-много пионов. Специально для этого показа сделано несколько новых вечерних платьев. При их создании мы использовали типы орнаментов, которые хранятся в Зимнем дворце. Эрмитаж выпускает очень хорошие книги, и мы обратились к книге хранителя вышивки Татьяны Никодимовны Косоуровой. Все ткани – классические: хлопок и шелк.
– А как вы, кстати, относитесь к тому, что сейчас становится популярным делать одежду из переработанных материалов?
– Положительно. Я вообще тему экологии всячески поддерживаю, особенно в том смысле, что не надо плодить дешевые вещи, которые быстро выходят из жизни, я даже не говорю «из моды». Бесконечная мелкая трата денег на одноразовые вещи, которые стоят копейки, но которые и надеть-то подчас даже один раз нельзя, – это засорение окружающей среды. Я считаю, что нужно вернуться к хорошей, классической моде, к красивым вещам, которые служат долго.
– Может быть вам, как дизайнеру, выгодно, что люди привыкли покупать как можно больше одежды?
– Наоборот. Мне не нравится, когда про вещь, в которую вложено очень много сил, труда, энергии, ума, потом вдруг кто-то по непонятным причинам говорит, что она немодная. Зачем? Это придумали в свое время итальянцы для того, чтобы быстро за счет производства одежды выйти из кризиса.
– А как вы относитесь к своим работам? Они могут, по-вашему, выйти из моды или вы создаете всякий раз художественное произведение, которое не может устареть, как скульптура, как дворец?
– Вы знаете, все выходит из моды, когда меняются стили. Дело в том, достаточно ли одежда добротна для того, чтобы прослужить долго. Я люблю хорошие ткани, люблю хорошо сшитые вещи, поэтому надеюсь, что мои вещи будут служить не один год и не один сезон.
– Часто в Петербурге говорят об актуальности для нашего города исторических мотивов в одежде. Насколько это реально воплотить в современной жизни с ее быстрым темпом?
– Одно другому не мешает совершенно. Речь ведь не о том, чтобы в кринолине войти в троллейбус. Просто наш город своими безупречными пропорциями и очень красивой декорацией мобилизует в художнике лучшие качества. Это, знаете, такая насмотренность, то, что заостряет зрение, что учит. Наш город – это такой учебник красоты, пропорций, учебник стиля… Он очень красивый.
– И модельер может передать это ощущение человеку через одежду?
– Модельер может получить ощущение красоты и передать его в другом материале, в другом виде. Это то, что называется вдохновением. Наш город вдохновляет.
– Наверное, если человек красиво, празднично одет, он и ведет себя по-другому? Если ты будешь знать, что на тебе одежда с эрмитажными узорами, ты не будешь курить и ругаться матом.
– Я думаю, что не обязательно мимикрировать под здание или надевать что-то особенное, чтобы перестать употреблять эти мерзкие слова. Я не знаю, иногда мне кажется, что девушки ругаются матом и пьют пиво из бутылки только для того, чтобы понравиться залихватским мальчикам. А мальчики делают это для того, чтобы показать, что они мужественны. Это все половые игры.
– В последнее время городские власти много говорили о необходимости введения дресс-кода на улицах Петербурга, о падении культуры в манере одеваться, о чем, по их мнению, говорят обнаженные торсы мужчин на улицах и вьетнамки. А как вы к этому относитесь?
– К обнаженным торсам мужчин в городе? Как к этому можно относиться? Я считаю, что это настолько безобразно и чудовищно неприлично, что просто невозможно терпеть. Я не знаю, чем руководствуются эти люди. Я вообще не люблю… не люблю грязь, которая остается вечером в городе после всех людей, которые сюда приезжают. Я не понимаю, почему нужно обязательно приехать в центр прекрасного города и здесь напиться, разбить бутылку о фасад красивого дома. Я не понимаю, почему можно ходить в коротких шортах с волосатыми ногами и голым по пояс. Мне кажется, нужно аккуратно вылавливать таких людей и… распылять на них краску баллончиком, что ли…
– Какова, по-вашему, главная ошибка горожан в манере одеваться?
– Уже не отличить горожан от негорожан. Потому что приезжает человек в наш город, и откуда мы знаем, местный он или из другого региона нашей страны? Иностранца-то до сих пор можно отличить, потому что он точно по пояс голый ходить не будет по городу. В шортах – может быть. Но и то обычно за колено.
– А реально ли исправить положение? И кто этим должен заниматься?
– Я считаю, воспитывать человека должна семья. Но еще можно сделать социальную рекламу, обращенную к людям, которые ходят в таком виде. Какие-нибудь фотографии, телевизионные репортажи…
А в принципе, может, это даже не важно. Все равно никто не может нашему городу соответствовать. Он совсем другой. Если вспомнить, как в Петербурге все было устроено до революции. Но мы ж туда вернуться не можем. Мы ж не можем сказать, чтобы люди вот таких-то профессий ходили по правой стороне, а люди таких-то – по левой. Допустим, фабричный рабочий ходил бы по одной стороне, а профессор академии – по другой. Но это же все было. И дома были покрашены специально разным цветом – в зависимости от назначения. Зимний дворец был красным. Много всего было по-другому. Петербург был столицей, а сейчас уже нет. Сейчас просто красивый город, который случайно достался нам в наследство. И в котором ничего изумительного за последние десятилетия не было создано. Вся та красота, которой мы любуемся, – все было построено до нашего времени. В наше время он медленно разрушается. Что-то реставрируется, а что-то сносится и строится вновь и не является уже настоящим… Вставляются пластмассовые стеклопакеты… А, например, мой сосед, у которого ресторан внизу, вообще облицевал кусок дома гранитом – вход в свою «норку». Я не знаю, кто ему это позволил. Очень многие приезжают и даже не понимают, куда они приезжают и что это за город, что за архитектура. Ничего с этим не поделать, изменить невозможно. Потому что нужно быть очень строгим и очень правильным. Нельзя одним разрешать, например, писать вывеску по-русски, а другим – на латинском, английскими буквами.
Но я стараюсь об этом не думать. Ни о разрушении, ни о строительстве, ни о том, как люди выглядят. Я могу сказать только, что молодежь чудная совершенно. Молодежь модная. Самая модная в России молодежь в Петербурге.
– Тяжело ли содержать магазин на Невском? Ваш магазин стал одним из самых стабильных на главной улице города. Вокруг все так меняется, а он остается…
– С одной стороны, тяжело, а с другой – чем больше работаешь, тем легче становится. Это как бег. Периодически открывается второе дыхание. И потом, я же не одна здесь работаю, у меня коллектив, много людей. Швеи, портные, конструкторы…
– Сейчас по телевидению идет огромное количество передач о моде. Как вы считаете, не слишком ли много внимания современное общество стало уделять внешнему облику?
– Я думаю, это потому, что передачи о моде прорвались на каналы. Они ведь очень долгое время считались нерейтинговыми. А потом выяснилось, что они очень даже пользуются успехом. Они во всем мире популярны, у нас их недооценивали. Я помню, что нынешний глава Первого канала Константин Эрнст начинал с программы о моде, которая называлась «Матадор». Его передача имела высокий рейтинг. Но, видимо, кроме него никто не может делать такие красивые репортажи о моде. А о русских дизайнерах вообще мало снимают, потому что считается, что их практически нет. Хотя они сегодня – одни из лучших в Европе. Мы просто не поддержаны собственной индустрией. У русского дизайнера нет тканей, производимых в России. Итальянский дизайнер, например, может очень быстро отреагировать на то, что происходит, что его волнует. А у нас такой возможности нет. Но вообще уровень дизайна в моде в России очень высокий.
Беседовала Алина Циопа. Фото ИТАР-ТАСС