Исполнители оказались заложниками
Результаты XIV Международного конкурса Чайковского оказались неоднозначными: слишком много недовольных, слишком много скандалов и спорных решений жюри.
Впервые конкурс проводился в двух городах, что создавало немалые трудности для организаторов. Музыкальное сообщество Москвы было этим крайне недовольно. Конечно, многие десятилетия крупнейший исполнительский форум страны привлекал внимание мира к российской столице. Однако и Петербург в этом смысле – место для конкурса не менее подходящее. А может, даже более: у нас, слава богу, есть целых пять первоклассных залов с отличной акустикой. Вношу предложение: следующий, XV, юбилейный конкурс проводить в нашем городе по всем четырем специальностям. Выгоды очевидны: в Петербурге все дешевле, чем в Москве: еда, отели, аренда залов. Правда, далековато от центров федеральной власти и обитания ведущих медиа, обеспечивавших конкурсу мощный пиар в нынешнем году.
Менеджмент на конкурсе с приходом на пост председателя Валерия Гергиева кардинально поменялся. Новые люди, новые принципы управления, введение трансляций online, оперативное освещение событий конкурса в блогах и социальных сетях – очевидные приметы нового на конкурсе.
Организаторы постарались максимально исключить предвзятость судейства, однако избежать приглашения в жюри педагогов все же не смогли. И Елена Образцова, и Рената Скотто, и Дмитрий Алексеев, и Давид Герингас преподают или преподавали в прошлом. Среди конкурсантов нет-нет да и попадаются их бывшие или нынешние ученики. Музыкальный мир на самом деле очень тесен: он опутан тысячами горизонтальных и вертикальных связей дружб, знакомств, землячеств, учительства. Бороться с этим бессмысленно, надо просто принять это как данность. Остается одно: полагаться на объективность и сугубую честность жюри. Быть может, стоит ввести открытое голосование, как в фигурном катании или в КВН? Тогда все увидят, как кто и за кого голосует: кому кто занижает оценки или, наоборот, завышает. Всегда можно поинтересоваться: а почему, по каким резонам вы выставили этому участнику такие высокие оценки, отличные от оценок других? Поэтому недостаточно декларировать прозрачность конкурса и транспарентность решений жюри. Нужно на деле вводить эту прозрачность: открытое голосование. На нынешнем конкурсе голосование было предельно тайным: даже члены жюри не знали, как проголосовали их коллеги. Результаты порой неприятно удивляли само жюри. Так, для многих стало неожиданностью то, что не прошла на третий тур вокалистов Ольга Пудова. Борис Кушнир, ошеломленный тем, что на третий тур не прошел очевидный фаворит конкурсной гонки скрипач Андрей Баранов, подошел к нему и сокрушался, что выставил тому не максимальный балл: «Если б я знал, что так получится…»
На конкурсе пианистов публика устроила форменную обструкцию жюри, скандируя фамилию Лубянцева – яркого, сильного пианиста, которого, как и феноменально талантливого Эдуарда Кунца, безжалостно отсеяли перед финалом конкурса. В Москве по этому поводу случилась форменная демонстрация: в полутемном Большом зале Консерватории публика минут 10 скандировала «Браво, Лубянцев!» на глазах смущенного жюри.
Если же попытаться проследить генеральные тенденции, то они вполне отражены в итогах. Среди лауреатов лидируют музыканты из Южной Кореи. Два лауреата – в списках пианистов: Йол Юм Сон – 2-я премия и Сенг Чжин Чо – 3-я премия. Первая премия пианистов досталась лауреату недавнего шопеновского конкурса Даниилу Трифонову. Два корейца возглавляют списки лауреатов вокального конкурса. Чжонмин Парк – 1-я премия у мужчин, Сун Янг Сео – 1-я премия у женщин. У струнников расклад иной: там очевидно противостояние русской и американской школ. Хотя это противостояние достаточно условное. Известно, что многие западные скрипачи и виолончелисты учились и учатся у русских педагогов, уехавших в разное время в Европу или в Америку. Неприсуждение 1-й премии скрипачам есть прямое следствие того, что с конкурса слетел скрипач-интеллектуал Андрей Баранов, явный претендент на 1-е место.
Конкурс, который с самого начала усиленно позиционировали как самый прозрачный, справедливый и объективный, на деле, как это ни смешно, оказался заложником загадочной математической формулы, которая усредняла баллы жюри, выдавливая из состязания самых ярких, артистичных и неординарных исполнителей. Есть над чем задуматься.
Гюляра Садых-заде, музыковед