Победы омыли слезами
В последний июньский вечер завершился Конкурс имени П.И. Чайковского. На церемонии в Москве жюри объявило лауреатов.
Благодаря прямой интернет-тран-сляции тысячи поклонников конкурса могли наблюдать церемонию награждения в прямом эфире и видеть полный зал, ожидающий ее начала. Но начала никак не следовало, и люди сидели на своих местах полчаса, час и более… В девять вечера под всеобщие аплодисменты в зал вошли члены жюри. Лица многих выражали недовольство – конечно, прийти к согласию такому количеству известных музыкантов со своими предпочтениями было невозможно. Денис Мацуев принялся разглядывать каталог. Елена Образцова беседовала с иностранными гостями. С разочарованным видом, закусив губу, по залу прошел Владимир Атлантов…
Наконец церемония началась. Ведущие, поблагодарив публику на русском и английском языках за столь длительное ожидание, пригласили на сцену министра культуры РФ.
– Можно сказать, что конкурс удался, – начал Александр Авдеев. – Это был не просто конкурс – это был большой мировой праздник музыки.
Министр также отметил чрезвычайно высокий, по общим оценкам, уровень конкурсантов. А напоследок ошарашил зал сообщением о том, что лауреата Гран-при на церемонии называть не будут: его имя будет объявлено на гала-концерте в Петербурге.
Вслед за Авдеевым на сцену вышел Валерий Гергиев. Председатель оргкомитета с улыбкой отметил, что «верит в конкурс Чайковского» и «знает, что мы, Россия, – страна музыки».
– С такими неистовыми эмоциями, с таким накалом страстей следить за баталиями конкурса могут только у нас, – сказал он, вероятно ссылаясь на скандал вокруг конкурсанта Нарека Ахназаряна, оскорбленного дирижером Горенштейном.
Впрочем, армянскому виолончелисту после этой церемонии конкурс Чайковского точно запомнится с лучшей стороны: ему присудили и первое место в своей номинации, и приз зрительских симпатий.
Вообще, на церемонии награждения конкурсантов был еще не один трогательный момент, заставивший присутствовавших прослезиться. Сначала с речью о своей безграничной любви к музыке и любви к России выступил первый лауреат конкурса – пианист Ван Клиберн. После его воспоминаний о Ростроповиче и финальных слов: «Я верю: музыка есть дыхание Бога. Я люблю Россию!» – слезы выступили даже у членов жюри.
Во второй раз сердца зрителей сжались во время вручения специального приза памяти пианиста Владимира Крайнева. На сцену вышла его вдова – тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова, поцеловала сцену и, сказав несколько фраз о своем муже и его любви к ученикам, извинилась: «Простите, что я здесь». Приз памяти ее мужа получил украинский пианист Александр Романовский, лучше всех исполнивший Третий концерт Рахманинова – любимого композитора Крайнева. Оказалось, что юноша не только лично знал легендарного пианиста и педагога, но и обязан ему первыми шагами в искусстве: когда-то Крайнев проводил детский конкурс в Харькове, с которого начались шаги к успеху Романовского.
– Для меня Владимир Крайнев был и остается примером того, как нужно жить, – сказал пианист.
Конкурс имени Чайковского завершился. Интрига оставалась только одна: кто же возьмет Гран-при.
Алина Циопа