Зеленые миллионы Петербурга
После публикации 16 июня статьи «Позелени ручку!» в редакцию «НВ» пришло письмо одного из городских чиновников, отвечающих за то, чтобы Петербург выглядел красивым и зеленым. Виктор Шабнов, заместитель председателя комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, подробно и неравнодушно отвечает на вопросы, прозвучавшие в статье. Не оставили без внимания публикацию и простые горожане, что побудило нас продолжить разговор на страницах газеты. Сегодня мы публикуем письмо Виктора Шабнова и ответ ему автора статьи «Позелени ручку!» Никиты Рубцова.
Виктор Шабнов, заместитель председателя комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, начальник управления садово-паркового хозяйства, кандидат сельскохозяйственных наук
Хочу выразить признательность автору за внимание к очень актуальной теме. Откровенно скажу, что я, как руководитель, курирующий садово-парковое хозяйство, так же как и уважаемый автор, не вполне удовлетворен тем, какими темпами идет озеленение Петербурга и как на этот процесс негативно влияют техногенные и экологические факторы. Но для того чтобы решить главные проблемы всего комплекса озеленения города, немногочисленный коллектив УСПХ КБ делает все возможное и порой даже невозможное. Конечно, СМИ не должны давать специалистам и тем более чиновникам благодушествовать. Но когда читаешь в умной и взвешенной газете пассажи о том, что «бюджет выделяет миллиарды рублей на озеленение Петербурга, но эти деньги оказываются в прямом смысле слова закопанными в землю», то полемизировать, согласитесь, сложно. Еще не придумано иных способов посадки деревьев и кустов, кроме как в землю.
В статье вскользь упоминается результат колоссальной работы всего УСПХ и его районных подразделений за год: «Если верить отчетам чиновников, на улицах, проспектах и бульварах появились 22 тысячи новых деревьев, 220 тысяч кустарников и около 12 миллионов цветов. Это не намного, но все-таки больше, чем в 2010-м. Но где эти деревья? И могут ли эти хилые саженцы спасти экологию Петербурга?» Конечно не спасут! Экологию Петербурга спасут миллионы новых деревьев. Никак не меньше. Для этого нами предпринимаются нестандартные ходы, чтобы озеленение города не упиралось только в бюджет, которого всегда будет не хватать. «Миллион деревьев Петербургу!» – вот девиз созданного в этом году общественного фонда «Зеленый Петербург». Как говорит основатель фонда, ветеран труда, заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства Евгения Александровна Богданова, основная цель фонда – подарить Санкт-Петербургу деревья ценных пород, привлекая для этого внебюджетные средства. Мы исходим из того, что только на бюджетные деньги проблему экологического спасения Петербурга не решить.
Должен сказать, что мы материально отвечаем не только за каждый саженец, но и за каждый цветок городской клумбы. Здоровье и приживаемость высаженного материала – предмет нашей ежедневной заботы. Подчеркну, что за последние годы удалось переломить тенденцию к сокращению количества зеленых насаждений в городе на Неве. Все познается в сравнении. Динамика роста посадок такова: за период с 2007 по 2010 год объем ежегодных посадок деревьев и кустарников возрос почти в 2 раза, посадок цветов – на 30 процентов.
Автор спрашивает: «Но где эти деревья?» Отвечаю – 22 тысячи новых деревьев, 220 тысяч кустарников на 2011 год – это годовой план посадок. Весной 2011 года произведена посадка 13 тысяч молодых деревьев декоративных пород и 207,9 тысячи кустарников. Полностью план будет выполнен в агротехнические сроки осени.
Мы не можем не быть конкретными в вопросах озеленения и потому, что губернатор спрашивает с нас не в переносном смысле, а буквально – за каждое дерево и за каждый рубль. В этом году суммарный объем финансирования составляет 2,08 миллиарда рублей. Много это или мало? Самое простое – разделить эти деньги на количество саженцев и удивиться «астрономической» сумме. Но нельзя забывать, что на эти деньги обеспечивается не только посадка деревьев, кустов и цветов, но и целый комплекс работ, связанных с санитарным содержанием (зимняя и летняя уборка) территорий объектов зеленых насаждений общего пользования, мероприятия по уходу за зелеными насаждениями: подкормка, полив, косьба, сгребание листвы, а также работа с древостоем – вырезка суши, стрижка живых изгородей, формовочная и санитарная обрезка деревьев, удаление больных, сухих деревьев, представляющих угрозу для пешеходов и транспорта, а также работы по текущему ремонту газонов, садовых дорожек, ограждений. Чтобы понять объем выполняемых работ, достаточно сказать, что площадь обслуживаемой территории составляет более 7,5 тысячи гектаров.
Серьезнейший вопрос связан с приживаемостью саженцев в таком техногенном и загазованном городе, как Петербург. Нельзя походя ставить в упрек садовникам их же бич и головную боль, от которой страдают их зеленые питомцы. И это проблема всех больших городов. Удивляет, как вольно можно подходить к оценке состояния дел в Петербурге по сбережению островков зелени, где, как пишет газета, «молодые деревья появляются регулярно, но также регулярно и погибают. Самый яркий пример – аллея у Гостиного Двора. Здесь многострадальные липы чахнут и сохнут, наглядно иллюстрируя неспособность (или нежелание) работников садово-парковых служб грамотно организовать зеленую зону».
Во-первых, у Гостиного Двора давно уже нет никаких лип. Сейчас там произрастают 44 клена сорта «глобозум», высаженные в 2009 году. Содержать деревья на замощенных территориях на главной магистрали города, где площадь питания растений ограничена, а техногенная нагрузка очень велика, действительно дело хлопотное. Но нам удается. Благодаря квалифицированным действиям сотрудников садово-паркового предприятия «Центральное» деревья живут. Из 44 кленов живых – 44. Правда, 4 из них находятся в ослабленном состоянии и листву дали позднее остальных деревьев. Зимой проведена формовочная обрезка кленов, весной – промывка крон и стволов, подкормка удобрениями. В настоящее время проводится регулярный полив деревьев. В приствольные лунки для сохранения влаги высажена цветочная рассада.
На этом факте, подчеркивающем поверхностный подход автора к затрагиваемым проблемам, можно было и закончить. Но есть еще самая «интересная» тема – ценообразование. Читаю в статье: «Известно, от тополей Петербург в последние годы активно избавляется. Вместо них уже не первый год закупаются клены, дубы и каштаны. Причем, судя по выделяемым на эти цели средствам, их привозят не из пригородных питомников, а из соседней галактики». Автор даже не прячет сарказма и подозрения в корысти. Словно не знает или не хочет знать, что закупка посадочного материала производится специализированными садово-парковыми предприятиями у отечественных поставщиков, как правило, Северо-Западного региона только после проведения в установленном порядке строгого мониторинга цен на посадочный материал. Договоры заключаются на условиях оптимального соотношения цены и качества поставляемого посадочного материала. Что особо важно: поставщики несут ответственность за поставляемую продукцию и в случае неприживаемости или ненормативного отпада растений компенсируют убытки бюджета в полном объеме.
Подчеркну еще раз, что садоводы и специалисты-озеленители всегда рады тому, что в СМИ поднимаются вопросы зеленого хозяйства. Но не надо вносить сумятицу и элементы сарказма туда, где требуется созидание и любовь. Еще раз хочется поблагодарить всех неравнодушных участников «Зеленого движения». Только совместными усилиями мы сможем сохранить наш город красивым и зеленым.
Ответы даны, вопросы остались
Никита Рубцов
Общий смысл пришедшего в редакцию письма начальника управления садово-паркового хозяйства Виктора Шабнова таков: садовники делают все, что в их силах, для умножения и сохранения зеленых насаждений, выделяемые на эти цели средства не так уж и велики (напомним, в этом году речь идет о 2 миллиардах рублей). А журналисты должны не ругать озеленителей и их политику, а, наоборот, поддерживать их и призывать горожан вносить свой вклад в благородное «зеленое» дело. Нельзя не отдать должное неравнодушию и знаниям Виктора Михайловича, но все же некоторые моменты в его послании вызывают недоумение. О них и поговорим.
Не деревом единым
Виктор Шабнов признал, что пока все усилия его подопечных мало влияют на экологическую ситуацию в городе. Да и сами выделяемые деньги, пишет начальник управления садово-паркового хозяйства, только кажутся огромными. Кроме закупок саженцев они идут на зарплату работникам, «целый комплекс работ, связанный с санитарным содержанием (зимняя и летняя уборка) территорий объектов зеленых насаждений общего пользования», а также «подкормку, полив, косьбу, сгребание листвы, работу с древостоем, работы по текущему ремонту газонов» и так далее. Так что подход корреспондентов «НВ», попытавшихся высчитать, во сколько бюджету обходится каждое новое деревце, Виктор Шабнов назвал «по меньшей мере непрофессиональным». Интересно, что бы он сказал о работе своих подопечных, занимавшихся «текущим ремонтом газонов» на четной стороне улицы Кржижановского? Через пару дней после визита озеленителей, разбросавших по огромной территории тоненьким слоем землю, газон в нескольких местах просто провалился. К слову, еще несколько месяцев назад на этом месте высились вполне крепкие и красивые деревья.
Кое о чем Виктор Шабнов недоговаривает. Дело в том, что структуры комитета по благоустройству за озеленение дворовых и внутриквартальных территорий не отвечают. На эти цели средства выделяются из бюджета муниципальных образований, там даже специальная графа для этого предусмотрена. Деньги идут на обустройство дорожек, газонов, те же деревья и кусты. Вот только оперируют муниципалы суммами с гораздо меньшим количеством нулей. Одному из муниципальных округов Невского района, например, на эти цели выделили около 300 тысяч на весь год. Большая часть этих денег уже «съедена», но и результат налицо – во дворах появились ровные дорожки, газоны засеяны и огорожены. Остальные средства «заморожены» до осени, их потратят на организацию традиционного субботника.
– В уставе муниципального образования есть специальный пункт – «текущий ремонт и озеленение придомовых территорий и территорий дворов, включая проезды и въезды, пешеходные дорожки», – рассказал корреспонденту «НВ» один из сотрудников МО. – Мы по мере возможностей занимаемся озеленением. Полномочий-то хватает – денег мало.
Получается, работникам садово-паркового хозяйства остается заниматься лишь зелеными зонами вдоль городских магистралей, парками и садами. Конечно, улиц в Петербурге немало. Но и сотрудников в управлении и подконтрольных ему структурах тоже не пять человек! Если же объемы работы для них слишком велики, то зачем заранее ежегодно планировать в городском бюджете такие огромные деньги?
Каждое дерево на счету?
Впрочем, такие мелочи не мешают чиновникам рапортовать об успехах. Виктор Михайлович назвал больше десятка адресов в разных районах, в которых в этом году уже высажены лиственницы, клены, дубы, липы, ивы и рябины. При этом сажать деревья, как выясняется, садовники намерены до поздней осени. А уж сколько из них приживется, узнаем в следующем году.
Кстати, насчет приживаемости. «Нельзя походя ставить в упрек садовникам их же «бич» и головную боль, от которой страдают их зеленые питомцы», – пишет Виктор Шабнов. При этом чиновник, к сожалению, так и не представил статистику неприжившихся деревьев, хотя ранее заявлял о 10 процентах от общего объема. А что касается убытков, то здесь бюджет, уверяет главный садовник города, ничего не теряет, потому что «поставщики несут ответственность за поставляемую продукцию и в случае неприживаемости или ненормативного отпада растений компенсируют убытки бюджета в полном объеме». Но раз они компенсируют, да еще и «в полном объеме», почему же тогда из бюджета каждый год на озеленительные цели уходит все больше и больше средств? По элементарной логике расходы, наоборот, должны падать!
Корреспондент «НВ» перед написанием материала «Позелени ручку!» долго пытался выпытать у чиновников эту самую статистику неприжившихся саженцев. Рассчитывал услышать хотя бы приблизительную цифру, конкретные места, где погибшие деревья отследили и заменили, анализ того, почему они погибли. Ведь лучше один раз понять, что помешало растениям цвести и зеленеть, чем каждый год наступать на одни и те же грабли и с жалостью констатировать: «Не получилось». Но все попытки получить конкретные цифры успехом не увенчались. Либо у чиновников этой статистики просто нет (тогда заверения начальника управления садово-паркового хозяйства об ответственности за каждое дерево, мягко говоря, лукавство), либо поднимать документы с данными им крайне не хотелось.
Даже в своем письме Виктор Шабнов эти цифры так и не назвал. Поэтому в заочной полемике мы снова спрашиваем у него: сколько деревьев и кустов, посаженных в прошлом году, засохли и умерли? И сколько из них заменены за деньги поставщиков? Причем хотелось бы знать хотя бы несколько конкретных примеров с адресами.
Посчитаем?
Особенно Виктор Михайлович в своем письме прошелся по ситуации у Гостиного Двора. Признаю, в материале перепутал липы с кленами, коих там растет 44 штуки. Впрочем, «растет» – это громко сказано. На некоторых стволах лишь «огрызки» листвы, на других ее и вовсе нет, так и торчат голыми ветками вверх. И это при том, что зимой провели «формовочную обрезку», а весной – «промывку крон и стволов и подкормку удобрениями». Сейчас проводится «регулярный полив», а в приствольные лунки для сохранения влаги «высажена цветочная рассада». А толку – почти никакого. Ну не приживаются в каменном мешке зеленые насаждения! Так, может быть, есть смысл вообще от них в этом месте отказаться, а деревья посадить там, где они (а вместе с ними и деньги) не пропадут?
Не понравилось Виктору Шабнову и сравнение стоимости зеленых насаждений с «галактической». Главный садовник Петербурга объясняет, что «закупка посадочного материала производится специализированными садово-парковыми предприятиями у отечественных поставщиков» и «только после проведения в установленном порядке строгого мониторинга цен на посадочный материал». Между тем в статье «Позелени ручку!» прямо указано, что «НВ» рассчитывало, во сколько обойдутся городу зеленые насаждения в этом году, исходя из сильно завышенной цены. 3,5 тысячи рублей – столько стоят саженцы деревьев, привезенные из европейских стран. В первом выбранном наугад петербургском питомнике нам предложили приобрести клены точно такого же размера и возраста по тысяче рублей за штуку, а ивы или липы стоят еще дешевле. «Строгий мониторинг цен» подразумевает под собой изучение предложений всех торгующих посадочным материалом организаций, а покупка такого количества саженцев называется крупным оптом. Следовательно, положена скидка. Таким образом, 22 тысячи деревьев – это не более 22 миллионов рублей. Не больше тысячи стоят и высаживаемые в городе кустарники. Причем тысяча – это наиболее редкие виды. Акации или барбарис в среднем стоят по 220–250 рублей за штуку. Итого в самом дорогом варианте кустарник Петербургу в 2011 году обойдется в 220 миллионов рублей. Плюс 120 миллионов за цветы. Вся сумма не превышает и четверти выделяемых городом на озеленение денег!
«Не надо вносить сумятицу и элементы сарказма туда, где требуется созидание и любовь. Хочется поблагодарить всех неравнодушных участников «Зеленого движения». Только совместными усилиями мы сможем сохранить наш город красивым и зеленым», – заключает Виктор Шабнов. «НВ» к этому утверждению с удовольствием присоединяется. Очень хочется, чтобы так поступали и чиновники.
Фото Андрея Малашкевича