Гаражи счет любят?
Вчера в Петербурге началась масштабная инвентаризация боксов, по итогам которой определят новые участки под снос ради будущих инвестпроектов
Городские парламентарии, они же – авторы этой идеи, успокаивают: в ультимативной форме сносить гаражные кооперативы, которые расположены на привлекательной для инвесторов территории, никто не собирается. Наоборот, депутаты обещают решить все вопросы цивилизованно и даже, как они говорят, с выгодой для автовладельцев. Ревизию боксов начали с Василеостровского района. Однако корреспондент «НВ» выяснил: у гаражной инвентаризации много сторонников, но еще больше – противников.
Как оказалось, пока комиссии как таковой не существует. На первое обсуждение собрались депутаты Законодательного собрания, представители комитетов Смольного, администрации Василеостровского района, муниципальных органов власти и общественных движений. Также явились автомобилисты, опасающиеся потерять свои гаражи и не получить за это ни копейки.
– Для начала мы хотели посмотреть, как отреагируют администрации районов, и понять, кто конкретно должен войти в состав комиссии, – рассказал корреспонденту «НВ» инициатор проведения ревизии, депутат ЗС Игорь Риммер. – Ведь нам для анализа нужна полная реальная картина, важно понимать, сколько гаражей у нас в зоне риска, а какие из них в ближайшее время точно не попадут в разряд территорий, привлекательных для инвесторов.
По данным парламентария, примерно 40 процентов занятых гаражами земель в ближайшие лет десять точно не заинтересуют инвестора и не понадобятся городу для развития районной инфраструктуры. С их владельцами Игорь Риммер предлагает заключать не 11-месячные договоры аренды, как сегодня, а соглашения на 2–3-летний срок минимум, чтобы «успокоить хотя бы этих людей». А как же быть с остальными?
– Главное – провести аудит, – считает Игорь Риммер. – Тогда мы определим, какие участки могут пойти под застройку, и вычислим, сколько там гаражей и сколько нужно денег на компенсации их владельцам по рыночной цене. Может быть, сумма-то смешная для города! Тогда все проблемы сами собой отпадут. А еще необходимо отдавать инвесторам землю с обременением. Заинтересован ты в участке – будь добр построить рядом паркинг и бесплатно разместить в нем автомобили жителей, чьи гаражи снесены.
По нынешним законам формально город за снесенные гаражи платить их хозяевам вообще ничего не должен. Городская администрация в лице комитета по управлению городским имуществом осенью прошлого года после противостояния гаражников и милиции на Парнасе (здесь, напомним, под снос пошли несколько тысяч боксов) сделала шаг доброй воли, предложив несколько вариантов компенсации. Среди них, в частности, были предоставление участка под строительство паркинга, льготная аренда парковочного места и денежные суммы, которые, впрочем, автовладельцев совершенно не устроили. Первый разговор о будущем гаражей, по словам Игоря Риммера, прошел в позитивном ключе и без серьезных трений. У его коллеги, депутата Олега Нилова, мнение совершенно иное.
– Все это пустые разговоры, – считает он. – Какие полномочия у этой комиссии? В ней представителей исполнительной власти практически нет. Как может группа людей, не обладающих правом принимать такие серьезные решения, определять судьбу имущества сотен тысяч горожан? Просто кое-кому нужно создать видимость работы и заботы власти о жителях. Гаражники свою позицию давно высказали: за снесенный бокс город должен платить его рыночную стоимость. Что еще обсуждать?
– Методика расчета компенсаций за уничтоженные гаражи до сих пор не утверждена, – говорит заместитель председателя одного из гаражных кооперативов Невского района Владимир Барановский. – Я что-то не помню, чтобы ребятам с Парнаса какие-то деньги заплатили. А если даже и предлагали кому-либо, то суммы, несопоставимые с рыночными. В гаражи люди вкладывали огромные деньги на протяжении многих лет. Обустраивали их под свои нужды. Лично я готов хоть завтра переехать в охраняемый закрытый паркинг, пусть он даже далеко от дома будет. Но только в том случае, если место там предоставят бесплатно. Считать же гаражи – пустая затея. Неужели у администрации и без пересчета нет данных о них?
Решение выявить территории гаражных кооперативов, которые вряд ли в ближайшие 10–15 лет понадобятся городу, уверены эксперты, выглядит инициативой по поднятию рейтинга действующей власти. Ведь уже в начале декабря петербуржцам идти на избирательные участки, чтобы определить состав будущего городского парламента. А гаражники – это почти четвертая часть всех избирателей.
– Не будь выборы на носу, никаких инвентаризаций не проводили бы, – уверен Олег Нилов. – Пригнали бы бульдозеры и снесли все, как на Парнасе.
Главный акцент ревизии гаражей вовсе не в этом, парирует Игорь Риммер. По его словам, в течение нескольких дней члены комиссии проанализируют полученные вчера данные, после чего возьмут небольшую паузу. Какой район следующим выберут «ревизоры», пока неясно. На всякий случай владельцы боксов уже начали составлять собственные списки «опасных» территорий. В первую очередь сюда попала часть Василеостровского района, по которой должна пройти трасса ЗСД, а также несколько площадок в Приморском и Выборгском районах. Совпадут ли эти сведения с теми, что получат депутаты, станет известно примерно через месяц.
Владимир Афанасьев