«Мы не можем превратить Карелию в «лунный пейзаж»
За год руководства республикой Андрей Нелидов смог добиться ощутимых успехов и не допустить грубых ошибок
Сегодня исполнился ровно год с того момента, как Андрей Нелидов вступил в должность главы Карелии. Время подвести некоторые итоги: что удалось сделать губернатору за этот срок, какие планы остались пока нереализованными.
Давнее знакомство не гарантирует сохранение поста
Как только Андрей Нелидов занял высокий пост, он сразу объявил о перестройке управленческой системы. Она оказалась достаточно серьезной, в частности, в правительстве был ликвидирован пост премьер-министра. При прежнем губернаторе занимавший его чиновник был, как говорится, на хозяйстве, тогда как глава республики «рулил» прежде всего в политическом смысле. Андрей Нелидов сконцентрировал эти функции у себя в руках, а для оперативного управления создал президиум правительства, в который вошли его заместители. Это, безусловно, сделало губернаторскую команду компактнее и мобильнее.
В целом, как считает сам глава республики, за минувший год чиновники отработали на «четверку с плюсом».
Оценка высокая, и тем любопытнее, что, на первый взгляд, губернатор достаточно легко расстается с, казалось бы, проверенными кадрами. Так, среди последних отставок – уход из правительства и с поста министра труда и занятости Марины Никишиной, много лет трудившейся помощником Нелидова в бытность его сенатором от Карелии. Поменялся человек и на другой ключевой должности. Новым представителем республики в Москве стал уроженец Петербурга, в последние годы координирующий в Первопрестольной межрегиональное сотрудничество, Михаил Соколов. До этого были и другие перестановки, когда со своих должностей уходили высокопоставленные и влиятельные в регионе люди.
Надо отметить, что такие кадровые перетасовки оппоненты Нелидова считают его слабым местом. Правда, стоит вспомнить, что предшественника нынешнего главы Карелии оппозиция критиковала как раз за обратное: за то, что он слишком неохотно производил изменения в командном составе, даже когда они явно назрели. Как бы то ни было, на кадровую политику Нелидова можно посмотреть и с другой стороны. Все-таки сознание того, что, скажем, давнее знакомство с губернатором не является гарантией сохранения высокого поста, чиновников мобилизует.
Работать пришлось в авральном режиме
А мобилизовываться за минувший год республиканской власти пришлось не раз. Свою работу новая команда начала в условиях, когда в бюджете региона зияла огромная дыра в 3 миллиарда рублей. Но уже к концу 2010-го дефицит региональной казны удалось снизить в 3,8 раза. О прогнозах на этот год карельский минфин говорит с осторожностью, но, если судить по предварительным итогам полугодия, тенденции неплохие: в бюджет поступило 13,6 миллиарда рублей, то есть на миллиард больше, чем планировалось.
С сокращением накопленного за предыдущие годы госдолга – а он к концу 2010-го составлял 8,5 миллиарда рублей – не все так радужно. Впрочем, республиканские власти и не надеялись, что за столь короткий срок его удастся значительно снизить. Зато минфину теперь удается существенно экономить на его обслуживании, в том числе благодаря перекредитованию, то есть погашению долговых обязательств за счет заимствований с более низкой стоимостью.
Но это сейчас, а еще год назад нелидовская команда ломала головы, как не сорвать выплату зарплат бюджетникам и социальных пособий. Вдобавок ко всему грянул отопительный скандал в Северном Приладожье. На пороге осенних холодов приграничный город Сортавала оказался на грани замерзания. Губернатор тогда лично выезжал на место событий и занимался поисками компании, которая могла бы помочь сортавальцам пережить зиму. Это удалось, и, пожалуй, впервые за долгие годы отопительный сезон в республике прошел без серьезных потрясений.
Параллельно пришлось решать проблему с нехваткой мест в детских садах. В Петрозаводске она дошла до точки кипения: мамы с малышами буквально штурмовали мэрию, выходили на пикеты и митинги. Нелидов встретился с возмущенными родителями и пообещал найти денег в бюджете на открытие новых мест в детсадах. Обещание губернатор выполнил: карельской столице были перечислены субсидии, внес свою лепту и городской бюджет, всего получилось 140 миллионов рублей. На эти средства планируется отремонтировать 12 дошкольных учреждений и открыть дополнительные группы, причем эти работы уже вовсю идут. Предполагается и строительство нового детсада на 280 мест.
Просчетов оказалось не много
Не слишком приятным оказался для республиканской власти визит в Карелию уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова. Омбудсмен резко раскритиковал положение дел в некоторых детдомах. В итоге в отставку по собственному желанию ушла министр здравоохранения Эльмира Зильбер, хотя, как признавалась сама экс-чиновница, губернатор и не хотел ее отпускать. В «нехороших» детских учреждениях тоже сменилось руководство, новые директора начали наводить порядок, а власти приступили к разработке законопроекта о региональном уполномоченном по правам ребенка. Зато другой визит, министра иностранных дел Финляндии Александра Стубба, напротив, для имиджа республики стал настоящим подарком. Ведь когда столь высокопоставленный политик (и, возможно, будущий президент Финляндии) посещает небольшой российский регион – это, безусловно, случай нечастый.
Что касается явных политических минусов, то их у Нелидова, даже при самом пристрастном рассмотрении, не много. Это, кстати, вынуждены признавать и его оппоненты, которые сегодня строят критику губернатора чаще всего на эффекте отложенных ожиданий. Дескать, за год так и не удалось превратить республику в туристический рай, заметно повысить зарплаты бюджетникам, диверсифицировать карельскую экономику, в которой львиную долю доходов в бюджет продолжают давать несколько крупных предприятий, и так далее. Серьезным просчетом, пожалуй, можно назвать новый республиканский закон о присвоении звания «Ветеран труда», в результате которого многие пенсионеры рисковали лишиться связанных с ним доплат. В оправдание карельских властей можно сказать, что принимался он в условиях как раз той бюджетной ямы, в которой находился регион. После волны недовольства чиновники пошли на попятную, к тому же и деньги в казне на доплаты появились. Так что по большому счету пенсионеры не пострадали, но осадок, разумеется, остался.
Трагедия не должна помешать туризму
Самым тяжелым испытанием для властей и всей республики стало недавнее крушение Ту-134 под Петрозаводском. Андрей Нелидов в ту же ночь прибыл на место катастрофы. Понятно, что в первые дни и часы речь шла только о том, чтобы спасти выживших, помочь пострадавшим и ликвидировать последствия аварии. Республика с этим справилась, считает глава Карелии. Подтверждением его слов является то, что впервые при катастрофе подобного масштаба на уровне российского правительства не стали создавать спецкомиссию, которая обычно занимается последствиями таких страшных ЧП.
Теперь, когда Карелия немного оправилась от этого потрясения, региональные власти, конечно, не может не волновать вопрос, как это скажется на развитии туризма, – именно на него, как не раз заявлял Андрей Нелидов, будет делаться главная ставка. А без авиасообщения туристической Меккой республике никак не стать. Сейчас идут переговоры с российским правительством о выделении значительных средств на модернизацию петрозаводского аэропорта, чтобы он мог принимать воздушные суда разных типов, в том случае если после недавних крушений полеты Ту-134 и Ан-24 все-таки запретят.
Между тем в эти дни из карельской столицы уже начались рейсы в Петербург и на Соловки на самолетах Ан-28. В общем, отказываться от ставки на туризм карельское правительство не намерено. Как она сыграет, возможно, удастся увидеть уже в следующем губернаторском году, отсчет которого начался с сегодняшнего дня.
из первых уст
Андрей Нелидов, глава Республики Карелия:
о кадровых перестановках:
– Если человека приняли на работу в правительство, это не означает, что он попал в рай с хорошей зарплатой, соцпакетом и так далее. Меняются задачи, меняются и люди. Искусство управления в том и состоит, чтобы под каждую задачу подобрать конкретного человека, исходя из его профессиональных и личных качеств.
о развитии экономики:
– Развивать экономику надо, не нарушая экологического баланса. Теоретически в республике возможно рассмотреть строительство еще одного целлюлозно-бумажного комбината в дополнение к двум уже существующим в Сегеже и Кондопоге. Но только при условии, если это будет самое современное и экологически безопасное производство. Мы не можем позволить себе превратить Карелию в «лунный пейзаж», как случилось с некоторыми индустриальными центрами в других регионах.
о туризме:
– Республика должна учиться зарабатывать на природной красоте и экологии. Тем более что ни один завод не даст столько рабочих мест, сколько туризм. Убежден, что такая огромная страна, как Россия, может позволить себе иметь свою жемчужину, регион, куда люди будут приезжать отдыхать. А из такого региона деньги не забирают, в него, наоборот, вкладывают. С нашей стороны первые шаги сделаны.
о развитии авиаперевозок:
– То, что в первые часы после катастрофы у многих появились мысли вроде «вот не летали – и не было трагедий», это естественно и по-человечески объяснимо. Но мы не можем остаться в прошлом веке и ездить на лошадях, когда весь мир признает этот вид транспорта эффективным. Конечно, надо принять все возможные меры, чтобы подобные трагедии не повторялись.
итоги
плюсы:
• Создана более компактная и эффективная модель управления, сокращены расходы на гос-аппарат.
• Сокращен дефицит бюджета.
• Впервые за долгие годы регион прошел отопительный сезон без кризисов.
• Начала решаться проблема с нехваткой мест в детских садах.
• Удалось сделать прозрачнее ситуацию в лесопользовании. Если год назад 70 процентов предприятий ЛПК демонстрировали убытки, то сегодня доля показывающих прибыли приближается к 60 процентам.
минусы:
• Принят и впоследствии отменен непопулярный закон о присвоении звания «Ветеран труда».
• Состояние дел в детских домах Карелии раскритиковано уполномоченным по правам ребенка при президенте России Павлом Астаховым, визит которого в республику закончился добровольной отставкой регионального министра здравоохранения.
• Не удалось диверсифицировать карельскую экономику, основную часть доходов в бюджет республики продолжают давать несколько крупных предприятий.
Материалы полосы подготовила Наталья Александрова, собкор «НВ» в Карелии