Считая хореографию процессом духовным…
Вчера петербургскому хореографу Борису Эйфману исполнилось 65 лет.
Известность пришла к Борису Яковлевичу с его дипломной работы – балета «Гаяне» на музыку Арама Хачатуряна, поставленного в 1972 году на сцене Малого театра оперы и балета.
В 1977 году Эйфман возглавил театр «Новый балет» при Ленконцерте – ныне «Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана». Имя Эйфмана вошло в название труппы по праву – это авторский театр, что само по себе является событием уникальным.
Коллектив сразу дерзко заявил о собственном месте под театральным солнцем. Внимание привлекли уже первые постановки Эйфмана, а затем каждый спектакль неизменно становится крупным явлением, вызывая бурю эмоций и споров.
Несмотря на жанровое разнообразие в репертуаре мастера преобладают сюжетные балеты, поставленные по произведениям мировой классики.
Танцевальная насыщенность в балетах Эйфмана соответствует насыщенности сюжетной, интеллектуальной, философской. Получая танцовщиков, имеющих обычную классическую подготовку, хореограф воспитывает новый исполнительский стиль. Отсутствие пантомимы исключает драматическую игру, натуралистическое изображение чувств, утрированную мимику. От артистов требуется внутренний посыл, глубокая, но сдержанная эмоциональная выразительность, интеллект.
Славу работам Эйфмана приносят его уникальные артисты, причем не только солисты, но и кордебалет, не имеющий равных на отечественной сцене. Кордебалет эйфмановцев неизменно заслуживает похвалы слаженной работой, высоким уровнем техники и общим воодушевлением, не позволяющим срепетированности превращаться в муштру.
Борис Эйфман – продолжатель петербургской балетной традиции. Его масштабные спектакли, поднимающие серьезные философские темы, всегда зрелищны. Хореограф выбирает сложнейшую музыку выдающихся композиторов, привлекает к сотрудничеству талантливых художников. В хореографии мастера находят место новейшие достижения балетной техники. Однако, базируясь на петербургской академической школе, Эйфман нашел свое неповторимое лицо.
В отличие от большинства коллег Эйфман не переделывает классических балетов, не поднимает руку на творения предшественников. Он, как Михаил Фокин, сочиняет только свою самобытную хореографию. И этот факт достоин особого уважения.
Считая искусство хореографии процессом духовным, Эйфман пытается проникнуть в тайны человеческой психики. Его часто интересуют проблемы творчества гениев. Неслучайно героями его балетов стали Чайковский, Мольер, Баланчин, балерина Ольга Спесивцева. И новый балет, над которым сегодня работает мастер, посвящен судьбе великого французского скульптора Огюста Родена.
Эйфмана волнует судьба балетного искусства. Недавно петербуржцы увидели хореографа в строительной каске: на Петроградской стороне началось строительство «Академии танца Бориса Эйфмана». Эйфман говорит:
– Наша академия – это не только культурный, но и социальный проект. Мы хотим отобрать талантливых детей из детских домов, из неблагополучных семей по всей России и дать им возможность на попечении государства получить профессию, состояться в жизни, а затем что-то сделать для своей страны. Мы верим, что наша школа балета даст новый импульс развитию культурной жизни города, а также поможет найти новые решения в деле помощи общества своим маленьким гражданам.
Еще одним важнейшим культурным проектом станет строительство в Петербурге Дворца танца, который, по идее Эйфмана, должен объединить несколько трупп.
– Дворец танца, – говорит Эйфман, – не станет театром для одной труппы. Я вижу его как мировой центр балета, где сконцентрируются все современные танцевальные идеи и формы. Петербург может и должен быть в авангарде этого процесса, здесь будут рождаться самые передовые, инновационные идеи, как это было во времена Дягилева, Стравинского, Мейерхольда, Шостаковича.
Однако сегодня театр, пользующийся мировой славой, не имеет в родном городе своей сцены. Поэтому спектакли труппы в честь юбилея знаменитого хореографа проходят на сцене Александринского театра. Символично, что вчера, в день рождения Бориса Эйфмана, здесь был дан балет «Чайка».
Спектакли в честь юбилея
23 июля. «Онегин».
2 августа. «Чайковский».
3 августа. «Красная Жизель»
4 августа. «Русский Гамлет».
10 августа. «Я – Дон Кихот».
11 августа. «Анна Каренина».